Цели: познакомить с различными видами треугольников; развивать познавательность, любознательность, пространственное мышление, логическое мышление, память; воспитывать самоконтроль, взаимовыручку, умение работать в группах, аккуратность.
Оборудование: счетные палочки, линейки, модели треугольников, плакат с изображением города треугольников, наборы треугольников разного вида, клей-карандаш, альбомные листы бумаги.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы совершим очередное путешествие в страну Геометрию. Посетимгород, в котором живут треугольники и познакомимся с ними поближе. При знакомствепроведем некоторое исследование, которое поможет вам лучше запомнить их названия.2. Блиц-опрос.
- По дороге в город треугольников давайте освежим имеющиеся у на знания по геометрии.
- Какая геометрическая фигура самая простая?
- Какие бывают линии в геометрии?
- Что получится, если на прямой линии поставить точку?
- А что получится, если поставим две точки?
- Какая фигура получится, если два луча выйдут из одной точки?
- Какие углы уже знаем? (прямой, тупой, острый)
3. Мотивация. Постановка проблемы.
-Что вы знаете о треугольниках?
-А знаете ли вы, что каждый треугольник носит свое имя?
-Попробуйте догадаться, как их зовут:
-Если в треугольнике есть прямой угол, то как бы вы его назвали?
-А если в треугольнике есть тупой угол, то какое имя ему больше всего подходит?
- А если все углы острые?
- Сейчас вы должны провести исследования по группам и выложить треугольники определенным образом так, чтобы в одном треугольнике были :
- 1-ая группа- два прямых угла,
- 2-ая группа – два тупых угла,
- 3-я группа – прямой и тупой углы.
- Подумайте, как бы вы назвали такие треугольники.
4. Исследования в группах.
1-ая группа. Инструкция:
- Выложите из палочек прямой угол.
- Достройте его до треугольника.
- Подумайте, как его можно назвать, если в треугольнике есть прямой угол.____________________________
- Попробуйте выложить треугольник так, чтобы в нем было два прямых угла.
- Получилось ли у вас? Почему?_____________________________
Сделайте вывод о результатах своего исследования.__________________________
2-ая группа. Инструкция:
- Выложите Тупой угол.
- Достройте его до треугольника.
- Как бы вы его назвали?______________________
- Попробуйте выложить треугольник так, чтобы в нем были два тупых угла?
- Получилось ли у вас? Почему?________________________
Сделайте вывод о результатах своего исследования.______________________
3-я группа. Инструкция:
- Попробуйте выложить треугольник так, чтобы в нем были и тупой угол и
прямой одновременно.
- Получилось? Почему?_______________________.
Какие одинаковые углы могут быть в одном треугольнике________________
- Сделайте вывод о результатах своего исследования.__________________________
Для каждой группы дается одинаковые рабочие листы, но заполнение будет разным.
Мы искали ответ вопрос ___________________________
Мы провели исследование___________________________
На основании проведённого исследования можно сделать вывод:___________________________
Что узнали, чему научились____________________________
5. Обмен информацией.
-Какие результаты исследования у вас получились? Смогли ли вы выложить треугольник в котором будет два прямых угла? Почему?
- Как вы предлагаете назвать треугольник с одним прямым углом?
- Варианты ответов. Вывешивается табличка с названием «прямоугольный треугольник».
Смогли ли вы выложить треугольник, в котором будет два тупых угла? Почему?
- Как вы назвали треугольник с одним тупым углом?
- Ответы детей… Вывешивается табличка с названием «тупоугольный треугольник».
- А может ли в треугольнике быть два острых угла? А три?
- Как называется такой треугольник?
- Ответы детей… Табличка «Остроугольный треугольник».
6. Организация и связывание информации.
а) - Итак, на уроке, проведя исследования, вы познакомились с тремя основными видами треугольников.
- Как же они называются? (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный)
- Какой треугольник называется прямоугольным?
- Какой треугольник называется тупоугольным?
- Какой треугольник называется остроугольным?
б) - Теперь я вам показываю треугольники, а вы их называете. (показать 6 различных треугольников)
в) - Теперь найдите их на плакате с изображением города треугольников.
г) Работа в группах.
- На столах у вас конверты с наборами треугольников. Найдите среди них прямоугольные треугольники, тупоугольные треугольники, остроугольные треугольники.
- На листах чистой бумаги из этих наборов вы должны сделать аппликацию города, где живут треугольники.
7. Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-В чем были трудности?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
-Как бы оценили свою работу?