Цели урока:
- Сформировать представление о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая линия».
- Учить различать прямые и кривые линии.
- Учить выполнять графические работы по подготовке руки к написанию цифр.
Оборудование: учебник И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. «Математика 1 класс в 4-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2005; мультимедийная презентация; верёвка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. А, отгадав загадку, вы узнаете, кто будет нам помогать в путешествии. (Слайд 2).
Я чёрный, красный, желтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу. (Карандаш)
2. Сообщение целей урока.
Правильно, вместе с нами будет путешествовать Карандаш. Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.
3.Основная часть. Знакомство с новым материалом.
Знакомство с точкой, прямой и кривой линией.
Итак, наш волшебный Карандаш ткнул «носом» в лист бумаги.
- Что же получилось? (Точка)
- Поставьте и вы в тетрадях несколько точек. Дети выполняют.
- А теперь соедините две любые точки. (Слайд №3)
- Что у вас получилось? (Линия).
- А как вы думаете, можно ли нарисовать линию без точек? (Можно).
- Начертите и вы линию и отметьте на ней, сколько хотите, точек.
Дети выполняют.
- Сколько у вас получилось точек? (Множество). (Сайт № 4).
- Какие линии у вас получились? (Кривые).
- Почему они называются кривыми? (Они неровные, проводятся от руки).
- Ровную линию провести очень трудно. Чтобы провести ровно, нужен инструмент. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я ?... (Линейка)
(Слайд № 5)
- Как пользоваться линейкой? ( Надо прижать её к бумаге и вести карандаш вдоль линейки.)
- Попробуйте сами начертить такую линию. (Дети чертят прямую линию)
- Как бы вы назвали эту линию? (Прямая)
Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз! (Слайд № 6.)
- Почему вы назвали эту линию прямой? Чем она отличается от кривой линии?
- Отметьте на своей прямой какую-нибудь точку.
Дети выполняют.
- А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.
Дети выполняют. (Слайд № 7.)
- Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.
- Сколько у вас получилось линий? (Много)
- А теперь поставьте две точки и соедините их прямой линией. Сколько таких линий можно провести? (Одну).
- Какое важное открытие мы для себя сделали при помощи волшебного карандаша? (Через одну точку можно провести много линий, через две точки – только одну).
4. Физминутка.
Вы, наверное, устали? И за парты все уселись.
Ну, тогда все дружно встали. Глазки крепко закрываем,
Ножками потопали, Дружно до пяти считаем.
Ручками похлопали. Открываем, поморгаем
Покрутились, повертелись И работать продолжаем.
5. Распознавание линий на практике.
- Ребята, посмотрите, я бросила верёвку на стол. Какая линия получилась? Докажите. (Получилась кривая линия.)
- А сейчас пусть Аня возьмётся за один конец верёвки, а Ваня за другой и будут натягивать верёвку. Какая линия получилась? Докажите.
(Получилась прямая линия).
- Давайте поиграем. Игра называется «Угадай, какая линия?»
Сейчас я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки.
- Цветное коромысло через реку повисло.
(Радуга, состоит из кривых линий).
- Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь, состоит из прямых линий).
- Висит сито – не людьми свито. (Паутина, кривые линии).
(Слайд № 8).
Посмотрите вокруг. Назовите, какие линии вокруг нас?
Вы славно потрудились. Волшебный Карандаш вам говорит: (Слайд № 9).
- Откройте тетради и возьмите в руки свои волшебные карандаши. Слушайте внимательно, будем писать графический диктант. Поставьте точку в середине листа. Отступите от неё 2 клетки вверх, 1 вправо, 5 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 6 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1вниз и 1 влево.
(Слайд № 10).
- Кто получился? (Слон).
Ученик читает стихотворение.
Некрасивый слон, пожалуй…
Вместо носа шланг пожарный.
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
- Какие линии вы использовали в диктанте? (Прямые)
6. Итог урока, рефлексия. (Слайд № 11).
- С какими жителями страны геометрии познакомил вас волшебный Карандаш?
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке.