Урок математики с мультимедийной презентацией (1-й класс): "Знакомство с геометрическими фигурами – точкой и линией"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Сформировать представление о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая линия».
  2. Учить различать прямые и кривые линии.
  3. Учить выполнять графические работы по подготовке руки к написанию цифр.

Оборудование: учебник И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. «Математика 1 класс в 4-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2005; мультимедийная презентация; верёвка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. А, отгадав загадку, вы узнаете, кто будет нам помогать в путешествии. (Слайд 2).

Я чёрный, красный, желтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу. (Карандаш)

2. Сообщение целей урока.

Правильно, вместе с нами будет путешествовать Карандаш. Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.

3.Основная часть. Знакомство с новым материалом.

Знакомство с точкой, прямой и кривой линией.

Итак, наш волшебный Карандаш ткнул «носом» в лист бумаги.

- Что же получилось? (Точка)

- Поставьте и вы в тетрадях несколько точек. Дети выполняют.

- А теперь соедините две любые точки. (Слайд №3)

- Что у вас получилось? (Линия).

- А как вы думаете, можно ли нарисовать линию без точек? (Можно).

- Начертите и вы линию и отметьте на ней, сколько хотите, точек.

Дети выполняют.

- Сколько у вас получилось точек? (Множество). (Сайт № 4).

- Какие линии у вас получились? (Кривые).

- Почему они называются кривыми? (Они неровные, проводятся от руки).

- Ровную линию провести очень трудно. Чтобы провести ровно, нужен инструмент. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Я люблю прямоту, я сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю.

Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья, кто же я ?... (Линейка)

(Слайд № 5)

- Как пользоваться линейкой? ( Надо прижать её к бумаге и вести карандаш вдоль линейки.)

- Попробуйте сами начертить такую линию. (Дети чертят прямую линию)

- Как бы вы назвали эту линию? (Прямая)

Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз! (Слайд № 6.)

- Почему вы назвали эту линию прямой? Чем она отличается от кривой линии?

- Отметьте на своей прямой какую-нибудь точку.

Дети выполняют.

- А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.

Дети выполняют. (Слайд № 7.)

- Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.

- Сколько у вас получилось линий? (Много)

- А теперь поставьте две точки и соедините их прямой линией. Сколько таких линий можно провести? (Одну).

- Какое важное открытие мы для себя сделали при помощи волшебного карандаша? (Через одну точку можно провести много линий, через две точки – только одну).

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали? И за парты все уселись.

Ну, тогда все дружно встали. Глазки крепко закрываем,

Ножками потопали, Дружно до пяти считаем.

Ручками похлопали. Открываем, поморгаем

Покрутились, повертелись И работать продолжаем.

5. Распознавание линий на практике.

- Ребята, посмотрите, я бросила верёвку на стол. Какая линия получилась? Докажите. (Получилась кривая линия.)

- А сейчас пусть Аня возьмётся за один конец верёвки, а Ваня за другой и будут натягивать верёвку. Какая линия получилась? Докажите.

(Получилась прямая линия).

- Давайте поиграем. Игра называется «Угадай, какая линия?»

Сейчас я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки.

  1. Цветное коромысло через реку повисло.

(Радуга, состоит из кривых линий).

  1. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь, состоит из прямых линий).
  2. Висит сито – не людьми свито. (Паутина, кривые линии).

(Слайд № 8).

Посмотрите вокруг. Назовите, какие линии вокруг нас?

Вы славно потрудились. Волшебный Карандаш вам говорит: (Слайд № 9).

- Откройте тетради и возьмите в руки свои волшебные карандаши. Слушайте внимательно, будем писать графический диктант. Поставьте точку в середине листа. Отступите от неё 2 клетки вверх, 1 вправо, 5 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 6 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1вниз и 1 влево.

(Слайд № 10).

- Кто получился? (Слон).

Ученик читает стихотворение.

Некрасивый слон, пожалуй…
Вместо носа шланг пожарный.
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.

- Какие линии вы использовали в диктанте? (Прямые)

6. Итог урока, рефлексия. (Слайд № 11).

- С какими жителями страны геометрии познакомил вас волшебный Карандаш?

Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Презентация.