Урок технологии в 6-м классе по теме "Основные технологические операции и особенности их выполнения"

Разделы: Технология


Цель урока: ознакомить учащихся с основными технологическими операциями и особенностях их выполнения при точении древесины на СТД-120М.

Задачи:

образовательная: расширение кругозора учащихся о возможностях станка СТД-120М.

воспитательная: прививание качества аккуратности и бережливости.

развивающая: способствование дальнейшему развитию умений и навыков работы при точении древесины на СТД-120М.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: черчение, математика, информатика.

Наглядные пособия: технологические карты, образцы изделий.

Оборудование, инструменты и приспособления: СТД-120М; верстак столярный; ножовка по металлу; рубанок; молоток; кернер; линейка; карандаш; штангенциркуль; токарные резцы по дереву.

Объект труда: ручка для шкафчика.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть - 5 мин.

  1. Приветствие.
  2. Выявление отсутствующих на уроке.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Назначение дежурных.
  5. Настрой учащихся на работу.

2. Повторение пройденного материала - 10 мин.

Проводиться устный опрос учащихся по пройденным ранее темам.

Вопросы:

а) Инструмент для строгания рёбер заготовки? (Рубанок)

б) Какими инструментами производиться углубление по центру торца заготовки? (Кернер, молоток)

в) Назвать основные части станка СТД-120М (Станина, передняя бабка, задняя бабка, подручник, электродвигатель)

г) Приспособления для крепления заготовок на СТД-120М? (Планшайба, патрон, трезубец)

д) Расстояние, устанавливаемое между подручником и заготовкой? (2-3 мм)

е) Как называется инструмент для чернового точения детали? (Черновой резец или рейер)

ж) Как называется инструмент для чистового точения детали? (Чистовой резец или майсель)

з ) Как называется инструмент для фасонного точения детали? (Фасонный резец)

и) Припуск, оставляемый на чистовую обработку и шлифовку детали (2-3 мм)

По ходу опроса выставляются оценки за ответы. Оценки учитель ставит в свою рабочую тетрадь. Они будут объявлены в конце урока вместе с оценками за работу.

3. Изучение нового материала -15 мин.

Сообщается тема, цель и задачи урока.

Сегодня на уроке мы должны закрепить полученные ранее знания, умения и навыки при точении древесины черновым и чистовым резцами. А также научиться правильным приемам точения фасонным полукруглым резцом. Для этого мы должны сегодня выточить ручки для шкафчика. Показываеться образец готового изделия. Точить ручку для шкафчика будем согласно выданным технологическим картам. Вызываются дежурные, которые получают у учителя технологические карты и раздают по одной каждому ученику.

Технологическая карта

Изготовления ручки для шкафчика

Рисунок 1

Заготовка: брусок 45х45х100

Материал: берёза


операции

Операция

Эскиз

Оборудование, инструмент и приспособления

1

Разметка бруска от рёбер по кромкам

Рисунок 2

Линейка, карандаш

2

Строгание рёбер заготовки до разметки и установка её в патрон станка

Рисунок 3

Верстак столярный, рубанок, СТД-120М

3

Точение заготовки до цилиндрической формы, до диаметра 42 мм.

Рисунок 4

СТД-120М, черновой резец, чистовой резец, штангенциркуль

4

Разметка заготовки

Рисунок 5

Карандаш, линейка

5

Точение заготовки до нужной формы по размерам эскиза с припуском 1 мм (для шлифовки)

 

Рисунок 6

СТД-120М, черновой резец, чистовой косой резец, фасонный резец, штангенциркуль

6

Шлифовка детали и её отпиливание

Смотри рисунок 1

Наждачная бумага: №32; № 3;  № 0

Ножовка по металлу

По технологической карте объясняется учащимся практическая работа пооперациионно и последовательно. А также напоминается устройство полукруглого фасонного резца и правильные приёмы работы им. В процессе объяснения напоминаются требования безопасности при точении древесины. После объяснения, если у ребят нет вопросов, дежурные раздают им заготовки и инструмент.

4. Практическая часть - 45 мин.

В присутствии учителя ученики выполняют упражнения по подготовке и установке заготовки на токарный станок. Станки включаются поочерёдно после контрольной проверки учителем правильной их подготовки к работе.

Во время точения детали из древесины по технологической карте ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Закрепляют умения и навыки точения черновым и чистовым резцами. А также получают новые умения при точении фасонным резцом. В ходе работы проводиться текущий инструктаж отдельно нуждающимся ученикам. Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же объясняются и исправляются. После этого разрешается точение заготовки до заданных размеров.

6. Уборка рабочих мест - 10 мин.

7. Подведение итогов урока - 4 мин.

  1. Сообщается учащимся о достижение цели урока.
  2. Производится анализ допущенных ошибок.
  3. Оцениваются результаты труда учащихся на уроке.
  4. Выставляются отметки в классный журнал и в дневники учащихся.

8. Домашнее задание -1 мин.

Составить технологическую карту на точёную деревянную ручку собственного дизайна, указать её назначение (дверная, мебельная и др.).