Дошкольный и младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности.
Современная жизнь предъявляет к детям высокие требования. Часто им приходится вписываться в жесткие рамки обстоятельств. Непросто существовать в мире, где так легко разрушаются авторитеты и нарушаются установленные нормы. Молодым людям трудно выбрать правильные жизненные ориентиры, и не всегда рядом есть мудрый и доброжелательный взрослый, который мог бы помочь. Часто дети видят перед собой отрицательные примеры поведения.
На мой взгляд, серьезными проблемами многих современных детей являются завышенная или заниженная самооценка, неумение отличить доброту и хорошее отношение от вседозволенности, упрямое желание поступать по-своему, пусть даже себе во вред; эгоцентризм, неумение работать в команде.
Поэтому так актуально сейчас с ранних лет укоренять в сознании детей те нравственные ценности, без которых невозможно формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Необходимо воспитывать в детях такие качества, как умение понимать окружающих, быть внимательным к ним; умение соизмерять свои желания и потребности с возможностями, а также с интересами коллектива; уважать и беречь свои и чужие вещи, чувства, переживания; умение ради достижения успеха при совместной работе согласовывать свои действия с окружающими. В формировании основ этих нравственных ценностей вижу цель своей деятельности.
Формирование нравственных качеств личности обучающихся идет непрерывно на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, в играх и общении. Активными участниками этого процесса должны быть и семья, и школа.
Как показывает анализ Программы [ 1] , в Образовательной Системе "Школа-2100", каждый предмет начальной школы предоставляет нам такие возможности.
Например, на уроке русского языка для работы предлагаются тексты и задания, пробуждающие интерес и внимание к слову, к родной речи как к основному способу общения и взаимопонимания людей. На этих уроках, прививая учащимся культуру речи, выстраиваем цепочку "чистые мысли - чистый язык - чистые поступки".
На уроках литературного чтения анализ произведений дает прекрасную возможность посмотреть на себя со стороны. Обсуждая чужие поступки и отношения, можно попытаться скорректировать свое поведение, учиться по внешним признакам понимать другого человека. Например, у В. Драгунского в рассказе "Девочка на шаре" читаем диалог героев и размышляем, почему так построена речь Дениса, эти слова, паузы. Дети догадываются, что мальчик очень расстроен.
В процессе изучения "Окружающего мира" прикасаясь к тайнам природы, любуясь ее красотой, узнавая ее сложное и мудрое устройство, дети осознают себя частью этого мира, понимают, что необходимо гармонично вписаться в окружающую среду; стараться предвидеть последствия своих поступков. Например, на уроке по теме "Как нам жить" учащийся рассказывает, как соседи по даче выжигали сухую траву, какой бедой это обернулось и объясняет как правильнее поступить в таком случае.
На уроках математики, решая задачу или ведя сложное вычисление, мы обращаем внимание на то, что в математике, как и в других науках, и в жизни, важно быть упорным, внимательным к обстоятельствам, не капризничать и не останавливаться на полпути, а проявлять силу воли и настойчивость. Только так можно получить желаемый результат, добиться успеха.
Во внеурочной деятельности для реализации поставленной цели провожу классные часы по темам "Язык души и сердца", "Вежливость - важное средство примирения людей", "Эгоизм - испорченная любовь", "Воля - это внутренняя сила", "Упрямство в плохом - глупое качество" и т.п. [ 2] .
На этих занятиях разъясняю учащимся, что каждый человек уникален и интересен именно своей неповторимостью. В каждом из нас заложены разнообразные способности, надо только постараться их заметить, открыть в себе и не лениться развивать. Мы обсуждаем черты характера наших ребят, которые помогают или мешают им учиться, общаться с другими, радуют или огорчают нас.
Часто в конце рабочего дня я прошу ребят поделиться своими впечатлениями: что сегодня порадовало, что огорчило? Какие важные события произошли? Чему они научили нас? Спрашиваю детей, как они оценивают свое участие в событиях. Какие качества характера проявились в их поступках? Конечно, все это проходит в форме дружеской беседы, а не допроса. Мы выслушиваем всех желающих высказаться, но никого не заставляем. Учу ребят не нападать на товарища с обвинениями, а спокойно критиковать отдельный его некрасивый поступок; ведь мы хотим не обидеть или унизить, а помочь человеку стать лучше.
Помогает мне идея, почерпнутая в книге Ю. Честных "Путь к сердцу ученика" [ 3] . Это "перспективная педагогическая характеристика, которая выполняет три важнейшие задачи: удовлетворяет духовную жажду увидеть сильное в себе, становиться толчком к пониманию, что путь к подлинному счастью - духовный рост и беспрерывное самопознание, и является своего рода нравственным компасом" [ 3; 15] . Эта характеристика не обязательно будет пространной и подробной, она может быть озвучена не только на классном часе, но и коротко на уроке, перемене: главное, чтобы эти слова создавали позитивный настрой, являлись "положительным прогнозом" на будущее.
Например, я обратила внимание, что одна девочка из класса, не самая успешная ученица, неуверенная в себе, с удовольствием занимается прикладным искусством и говорю ей: "У тебя прекрасно получаются все творческие работы на ИЗО и технологии. Стоит развивать свои художественные способности, заниматься в кружке, изостудии. Это может стать твоей будущей профессией, нужно только проявить усердие".
Или, например, ученик, умеющий мыслить, как ученый-исследователь, но не умеющий заставить себя трудиться. Чтобы вывести его на новую, более высокую ступень самовоспитания, говорю: "Ты внимателен, настойчив и любознателен; это прекрасные качества. Развивая их, ты поможешь себе добиться успеха в учебе, а в будущем в своей профессии, какую бы ни выбрал".
При проведении внеклассных мероприятий, когда требуется сформировать команду и распределить в ней "роли", учу ребят, как сделать правильный выбор; объясняю, что в командной игре или работе надо руководствоваться не личными симпатиями, а наличием у человека качеств, необходимых для наиболее успешного выполнения дела. Показываю, как проводить обсуждение; как реагировать, если поступают не так, как ты хотел; на конкретных примерах обсуждаем, как надо поступить, как нужно высказывать свои предложения.
Личность ребенка "шлифуется" в деятельности, в общении и взаимодействии с другими людьми. Поэтому считаю важным для формирования основных нравственных ценностей живое личное общение с учителем и одноклассниками и учу ребят не быть равнодушными друг к другу, к проявлениям положительных и отрицательных качеств личности.
Стараюсь ненавязчиво подсказать детям, как без грубости выразить свое недовольство, возмущение и как "расцветает" человек, если тактично и своевременно похвалить его достоинства.
Например, благодаря учащихся за работу на уроке, отдельно хвалю наших гиперактивных ребят (их у нас 5 человек), когда они самостоятельно удерживаются от шума и возни во время занятий. Мы подчеркиваем, что дети проявили силу воли, говорим, что гордимся ими. Как в любом классе, есть у нас грубоватые в общении дети. Каждый раз, когда им удается "укротить себя", они слышат: "Молодец, ты сумел выбрать правильные слова"; "Хорошо, что ты контролируешь себя"; "Ты повзрослел, научился сдерживаться".
К сожалению, дети испытывают мощное давление потока негативной информации и отрицательных примеров из окружающей их жизни. Знания, полученные на занятиях не всегда становятся частью личности учащихся, знания не в полной мере переходят в добрые поступки.
И поэтому так важно уделять особенное внимание формированию нравственных ценностей как основы развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности.
Используемая литература.
- Образовательная система "Школа - 2100". Сборник программ. -М.: Баласс, Изд.дом РАО, 2004.
- Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 класс / авт.-составитель Т.В. Волкова. - Волгоград, Учитель, 2008.
- Честных Ю. Н. Путь к сердцу ученика. - М.: Просвещение, 1989.