"Дикие и домашние животные". Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе. УМК А.А. Плешакова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знания учащихся о дикорастущих и культурных растениях;
  • Формировать представления о диких и домашних животных, о том, как появились домашние животные.
  • Развивать речь, внимание.
  • Обучать детей строить рассуждения для доказательства, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.
  • Создавать условия для исследовательской деятельности.

Оборудование:

  • Картинка с изображением леса,
  • Картинки героев из учебника 2 класса А.А.Плешакова: Надя, Серёжа, попугай Илья, собачка Рыжик,
  • Картинки с изображением деревенского двора и культурных растений.
  • Картинки с изображением диких и домашних животных
  • Фрагмент мультфильма "Кот, который гуляет сам по себе" по сказке Киплинга,
  • Мультимедийная установка
  • Подборка видеофрагментов из "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Животные."
  • Учебник А.А.Плешакова 2 класс
  • Рабочие тетради "Проверь себя" для 2 класса.

1. Повторение.

Посмотрите, пожалуйста, ребята, наши друзья Надя, Сережа, попугай Илья и собачка Рыжик недавно, в начале осени, были в гостях у бабушки и дедушки в деревне. Скажите, пожалуйста, какие растения растут у них в огороде. (Ответы детей) А как их можно назвать одним словом (Культурные растения).

Недалеко от дома бабушки и дедушки находится лес, какие растения растут там (Дикорастущие) приведите примеры (ответы детей).

2. Переход к теме урока.

А вы заметили, что у дедушки и бабушки очень недовольные лица. Хотите знать почему? Но тогда слушайте, у них во дворе жили животные, но почему -то пропали и Надя с Сережей, с попугаем Ильей и с собачкой Рыжиком отправились на их поиски. Пойдемте и мы с ними, для того, чтобы помочь отыскать животных.

Ой, а посмотрите, кажется попугай Илья и собачка Рыжик нашли животных и зовут нас на помощь, потому что никак не могут справиться. Животных, которых они нашли очень много, гораздо больше, чем было у бабушки и дедушки. Что же делать? (ответы детей). Да, совершенно верно здесь не только те животные, которые пропали с бабушкиного и дедушкиного двора, но и те, которые живут в лесу.

11А чтобы правильно их распределить, мы должны познакомиться с важной темой по окружающему миру. Эта тема написана на доске. Прочитайте ее, пожалуйста. (Дикие и домашние животные). Итак, на нашем сегодняшнем уроке пойдет речь про диких и домашних животных. А можете ли вы сейчас ответить на вопрос, каких животных называют дикими, а каких домашними. (Ответы детей). А вот как появились домашние животные, вы мне ответите после того, как посмотрите мультфильм. Итак, смотрите внимательно.

3. Мультфильм - (5 минут.)

4. Обсуждение.

Итак, как же появились домашние животные(диких животных приручил человек). Давно ли это случилось (это случилось давно). Для чего человек приручил домашних животных (чтобы они: - ответы детей). А как вы думаете, правда, что эти животные глупые, как сказал кот. Объясните ответ. (Ответы детей)

Вывод: человек заботится о животных, а животные помогают человеку.

Значит, тех животных, которых приручил человек, называют домашними, а тех которые живут в лесу: (дикими)

5. Игра "Отведи животное домой".

Но раз вы все так хорошо поняли. Давайте поможем нашим героям отвести животных домой - диких.Куда? (в лес), а домашних (во двор к бабушке с дедушкой). Но для того, чтобы узнать какое животное мы будем провожать домой вы должны отгадать загадки. А потом объяснить, куда вы его поведете и почему.

1. Серый, злой по лесу рыщет.
На обед зверюшек ищет.
Как найдет - зубами - щелк
Догадался - это : (волк)

(Дети - мы это животное отправим в лес, потому, что оно дикое).

2. Вместо хвостика - крючок
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок -вертлявый (свинка)

(Ее мы отправим к бабушке с дедушкой, потому что это домашнее животное.)

3. По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица (белка)

4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (медведь)

5. Щиплет за пятки - беги без оглядки (гусь)

6. У ног кузовок, кто за ней ходит того она и кормит (корова)
А чем она кормит (молоком).

7. Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко (лось)

8. Не княжеской породы, а ходит в короне.
Сам рано встает, и другим спать не дает. (петух)

А где именно живет петух (в курятнике), а кто еще там живет вместе с ним (куры и цыплята). Что они дают человеку (яйца)

9. Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (конь).

Чем он помогает человеку? (Ответы детей)

6. Работа с книгой.

Давайте откроем свои учебники на странице 67 и расскажем, что мы видим на этой картинке. (Мы видим домашних животных) Какое первое животное (корова) Что она дает человеку, какое второе (овца), что она дает человеку. (ответы детей). Еще кого мы тут видим (ответы детей).

7. Физкультминутка.

Но, а теперь мы с вами отправляемся в лес.

Встаньте все. Физкультминутка. На полянке в лесу нам встретился медвежонок.

Это дикое или домашнее животное? (Ответы детей)

Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Но, кроме мишки в лесу мы еще повстречаемся сегодня с некоторыми животными.

8. Мультимедиа (6 минут)

(После просмотра видео фрагментов через мультимедийную установку, учитель

задаёт детям вопросы)

1. Бобры

Вопрос: какова длина бобра? (1 метр,)

А масса? (30 кг)

Примерно столько весит второклассник. У бобра хвост покрыт роговыми пластинками, он помогает животному рулить, плавая в воде, им же бобры стучат по воде, предупреждая остальных об опасности. Бобры строят специальные домики - хатки, вход, в который находится под водой. Новорожденные бобрята могут плавать, но не умеют нырять, поэтому родители первое время не выпускают малышей из хаток, так как бобренок не сможет попасть назад.

2. Ёж.

Что любит кушать еж? (животную пищу)

А что такое животная пища?

3. Лиса

Как охотится лиса (Она охотится одна и не любит долго преследовать добычу)

4. Дятел

Что кушает дятел. (насекомых)

Чем он их достает из коры (языком)

5. Заяц.

Хорошие ли, зайчихи мамы? (Да, они никогда не оставляют своих зайчат, пока

те не подрастут)

9. Работа с книгой.

Давайте снова заглянем в нашу книгу, но теперь на станицу 66. Посмотрите, каких животных мы уже сегодня встречали в лесу. (бобра и зайца)

А каких вы здесь еще видите животных, и к каким животным диким или домашним они относятся. (Ответы детей)

10. Доклады детей

Сизый голубь, в нашем учебнике он нарисован под цифрой 2. Он относится к диким животным, но предпочитает жить рядом с человеком. Сизые голуби прекрасно летают и хорошо ходят, поэтому пищу обычно собирают на земле. Питаются в основном семенами растений. Множество пород домашних голубей произошли от сизого голубя. Домашних голубей еще с древности использовали для передачи вестей. Это были почтовые голуби.

Этот голубь называется дутыш. В нашем учебнике мы его можем увидеть под цифрой 5. Это домашний голубь. Он может очень сильно раздувать зоб, поэтому его и назвали дутыш. Дутыши бывают с голыми ногами, как на рисунке в нашем учебнике, а бывают с перьями на ногах, как у этого голубя.

Порода этого голубя называется павлин. Назвали его так потому, что он умеет распушать свой хвост, как павлин. В нашей книге мы его можем увидеть под цифрой 7.

Пчела - это домашнее насекомое, которое производит очень ценный и полезный мёд. На задних лапках пчелы находятся особые корзиночки для сбора пыльцы. Пчёлы живут большой семьёй, в которой каждый имеет свою обязанность.

Рано утром из улья вылетают пчелы - разведчики, которые ищут подходящую полянку с травами и цветами для того, чтобы собрать нектар, если разведчики нашли подходящую поляну, то они возвращаются в улей и особым танцем сообщают остальным пчёлам о своей находке.

В каждом улье, есть крупная пчела - царица, которую называют маткой, за которой ухаживает целая свита пчёл. Матка же никогда не вылетает из улья и не собирает нектар, она только откладывает яйца, из которых потом появляются пчелки.

Когда пчелы защищаются, то они жалят жертву своим острым жалом. Если пчела кусает человека, то потом не может вытащить жало и погибает.

11. Итоги:

Итак: о чем мы сегодня говорили с вами на уроке? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мне помогали:

А сейчас мы будем выполнять задание в тетрадях на стр. 13. (Объяснение задания через мультимедиа).