Урок по теме "Системы счисления", 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


(слайд 1 – Приложение 1)

Цели урока:

  • Образовательная – закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления»;
  • Воспитательная – повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач.
  • Развивающая – развитие мышления при помощи логических задач.

(слайд 2)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Систематизация теоретических знаний
  3. Решение задач
  4. Творческое задание
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание.

(слайд 3)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий. На доске план, по которому на сегодня предстоит работать.

План

  1. Заполнение таблицы.
  2. Графический диктант.
  3. Доказательство тождества.
  4. Решение задач.
  5. Рисуем по точкам.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

2. Систематизация теоретических знаний

Учащимся предлагается выполнить 2 задания на проверку знания теоретического материала по данной теме.

Задание 1. Заполнение таблицы.

Система счисления Основание Алфавит
    0, 1
Семеричная   0, 1, 2, , 4, 5, 6
  8  
Десятичная    
  16  

(слайд 4)

Задание 2. Графический диктант.

Если утверждение верно – 1, ложь – 0.

  1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
  2. Римский способ записи чисел – это позиционная система счисления.
  3. В двоичной системе счисления 11+1=12.
  4. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в двоичной системе счисления.
  5. Существует множество позиционных систем счисления , и они отличаются друг от друга алфавитами.

(слайд 5)

После выполнения диктанта ученики проверяют работы друг у друга и выставляют оценки в тетрадь.

(Ответ: 10011)

3. Решение задач.

Задание 3. Доказательство тождества.

Докажите, что (использую триады и тетрады):

  1. 1428 =11000102
  2. 9116 =100100012

(слайд 6)

Задание 4. Решение задач (готовимся к ЕГЭ).

Чему равна сумма чисел 438 и 5616?

  1. 1218
  2. 1718
  3. 6916
  4. 10000012
Дано  Решение
А=438
В=5616
1. Используя правила перевода целых чисел из системы счисления с основанием 16, 8 в систему счисления с основанием 2 и обратно.
438 =1000112
5616 =10101102
1000112 +10101102=11110012
Так как данное число не совпадает с 4 ответом, то переведем его в восьмеричную систему счисления:
11110012 =1718

2. Переведем:
438= 3510
5616 = 8610
3510+8610=12110
12110 = 1718

Ответ: 1718
Найти:
А+В - ?
Номер ответа: 2

(слайд 7)

4. Творческое задание

Каждый ученик получает карточку с тремя таблицами, учитель объясняет задание, которое необходимо выполнить, используя эти таблицы.

Задание 5. Рисуем по точкам – Приложение 2.

Таблица 1: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления.

Таблица 2: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления.

Таблица 3: приведены номер точки и её координаты, записанные в различных системах счисления.

Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости.

Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некий рисунок.

(слайд 8) 

Учитель объявляет, что правильно выполненная работа по таблице 3 дает оценку – 5, по таблице 2 – 4, а по таблице 1 – 3.

Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.

(Получившиеся на координатной плоскости рисунки представляют собой цифру 3 для таблицы 1, цифру 4 для таблицы 2 и цифру 5 для таблицы 3.)

Задание 6, 7 являются дополнительными и предлагаются тем ученикам, которые раньше других справились с выполнением творческого задания.

Задание 6. Решение неравенств.

Поставьте вместо звездочки знак >, <, =

  1. 1111112 * 11118
  2. 5110 * 518
  3. 1000102 * 2216

Задание 7.

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания.

3510, 368, 100011012, 3C16

(слайд 9)

5. Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, учитель спрашивает ребят, какое задание было самым интересным, кому было скучно на уроке.

Затем объявляются оценки за работу на уроке.

6. Домашнее задание.

Придумать свой вариант рисунка на координатной плоскости, составить для него таблицу.

(слайд 10)