Виды используемых упражнений при изучении данной темы во 2 классе.
1. Смыслоразличительная функция ударения.
а) Кружки стоит замок стрелки
Раздели на слоги. Поставь ударение на первом слоге. Составь схемы слов. Поставь ударение на втором слоге. С любой парой слов составляем предложения.
б) Спиши текст. Расставь ударения в выделенных словах.
В стеклянной вазе стоят гвоздики.
Дядя Гена купил замок.
Тётя Поля работает на заводе.
Поля за лесом огромные.
Я мою руки. Дай мою тетрадь.
2. Ударные и безударные гласные.
а) Расставь ударение. Подчеркни двусложные слова с ударением на первом слоге:
грачи, ежи, пила, врачи, овцы, плечи, море, листья, козы, грибы, цена, гуляли, звезда, зима.
б) Выпиши двусложные слова с ударением на втором слоге:
снежок, шины, ребята, кричат, зима, дорога, травы, следы, налетела, столы, страны, листы, брат, звери.
в) Придумай свои 5 слов с ударением на втором слоге:
г) Измени по образцу. Расставь ударение. Обозначь безударные гласные:
один | много | много | один | |
лес | леса | грозы | гроза | |
мост | стены | |||
ряд | слёзы | |||
след | сёстры | |||
поле | травы | |||
море | реки | |||
кот | кольца | |||
грач | гнёзда | |||
снег | ноги | |||
гриб | окна | |||
чиж | вёдра |
д) Спиши. Вставь пропущенные буквы.
У ручья растёт (сосны) с_сна. У с_сны длинные иглы. Под с_сной стоит скамья.
е) Спиши. В скобках пиши проверочные слова. Обозначь ударение и безударные гласные.
В ( . . . ) л_су под сосной ( . . . ) н_ра.
В н_ре живёт ( . . . ) л_са с лисятами.
В ( . . . ) тр_ве росли ( . . . ) гр_бы.
ж) Вставь букву. Составь предложения. Запиши. Выпиши буквы, которые ты вставил. Допиши недостающие гласные.
гр_чи, лёд, сосульки, гн_здо
потекли, затрещал, прилетели и свили
3. Найди лишнее слово.
соринка сорняк сорвал насорил |
голубка голубятня голубь голыш |
поле полевой полочка полюшко |
4. Выпиши группы однокоренных слов.
а) гора, горелка, горка, горный, горение, горит, гористый, горняк.
б) медь, крепкий, пена, место, седой, медный, местность, крепость, седина, местный, пенистый, седеть.
в) бег, белый, ветка, вера, вес, свет, делить, лень, бегать, белок, веточка, верить, весить, светить, деление, ленится, бегство, бегун, весы, светлый, ленивый, лентяй, белеть, доверчивость.
5. Подбор однокоренных слов с заданным корнем.
-
лес – лесник, лесной.
свет
мост
грач
цвет -
сад – садовый
зима – зимний (подбор только прилагательных)
море
речка
зверь
лень
плод
червь
дождь
боль -
подбор существительных:
холодный | голодный | тенистый | светлый |
плодовый | дворовый | столовые | смастерил |
солить | шагать | скрипеть | болеть |
6. В каждой группе однокоренных слов подчеркни проверочное слово.
Выдели корень, расставь ударение.
гроза | грозный | грозить |
каток | катит | катить |
ходит | ходьба | выход |
далёкий | даль | далеко |
носильщик | носить | носит |
старик | старушка | старый |
цветок | цвет | цветной |
7. Для каждой группы найди проверочное слово. Запиши его в начале строки.
Выдели корень, расставь ударение.
п_сьмо, п_сатель, расп_сание, зап_сал
стр_лок, выстр_л, стр_льба, стр_лял
м_док, м_довый, м_дуница, м_дочек
посм_трел, рассм_трел, пересм_трел
т_рговля, т_ргует, т_рговый (ряд)
сл_ва, сл_вечко, сл_варь
гл_тать, прогл_тил, гл_ток, загл_тнул
8. Орфографические минутки.
а) к _за, х_тел, запл_тил, с_рняк, отт_нули, пл_та, пл_чо, ч_сло, гр_бной, г_рюет, п_тёрка, м_сник, тр_пинка, выс_хла.
б) замени одним словом
10 штук – (д_сяток)
прибор, указывающий время – (часы)
человек, ухаживающий за лесом – (лесник)
сорное растение – (сорняк)
птенец совы – (совёнок)
приспособление, которое хлопает, издаёт громкий звук – (хлопушка)
звуковой сигнал, сообщающий о начале урока – (звонок)
участник боя – (боец)
дом с меблированными комнатами для приезжающих – (гостиница)
написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь – (письмо)
монета, или сумма в 5 копеек – (пятак)
часть туловища от шеи до руки – (плечо)
мастер по приготовлению пищи – (повар)
неопрятный, грязный человек – (грязнуля)
место, где зимуют животные – (зимовье)
тот, кто шалит, балуется – (шалун)
человек, опытный в морском деле – (моряк)
узкая дорожка, протоптанная пешеходами – (тропинка)
небольшой, плотно скатанный комок снега – (снежок)
пиленные и расколотые деревья, используемые как топливо – (дрова)
понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт – (число)
в) запиши слова противоположного значения:
грязь – (чистота) | холод – (тепло) | |
зло – (добро) | старый – (молодой) | |
лёгкий – (тяжёлый) | здоровый – (больной) | |
прилететь – (улететь) | кричит – (молчит) | |
близкий – (далёкий) | сытый – (голодный) | |
счастье – (беда) | светает – (вечереет) | |
красивая (линия) – (прямая) | трус – (смельчак) | |
оробел – (осмелел) | промолчал – (сказал) | |
белизна – (чернота) | плакал – (смеялся) | |
привезли – (увезли) | грустил – (веселился) |
г) спиши словосочетания, подбери и запиши проверочные слова. Выдели корень, обозначь ударные и безударные гласные:
(по)б_жать (по) д_роге
др_жать (от) хол_да
пол_скать м_лыша
в_сит к_ртина
прил_тел скв_рец
пол_скала бельё
п_л_сатый к_тёнок
м_л_дой п_сатель
9. Письмо по памяти с предварительной подготовкой.
Посреди дв_ра ст_ит к_пна.
Спереди вилы, а сзади м_тла.
На дв_ре г_рой, а в избе в_дой.
Осыпался с б_рёзы лист
И, как к_вёр, устлал д_рогу (А.Майков)
Апрель с в_дой, а май с тр_вой.
Весна кр_сна цв_тами, осень пл_дами, а з_ма сн_гами.
10. Выборочный диктант.
Выписываем слово, пишем проверочное, выделяем корень, обозначаем ударную и безударную гласную.
По всей стране шумят сады.
В нашем краю много озёр.
Коля сидел в первом ряду.
Дом грача – гнездо.
На полях местами белеет снег.
Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды.
Ребята встречают пернатых гостей.
Молодые листочки зеленеют на деревьях.
11. Работа по развитию речи.
а) Определи границу предложения. Озаглавь. Спиши. Найди слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Выдели корень. Обозначь безударную гласную.
Наступил январь стоят сильные морозы резкий ветер щиплет лицо и уши снег пушистым ковром лежит на полях и холмах в лесу замело все дорожки по лесу можно ходить только на лыжах.
б) Вставь пропущенную букву. Спиши, расположив предложения так, чтобы получился связанный текст.
Рыжик.
Дети отв_ли друга (в) лес и загрустили.
Однажды л_сник подобрал в л_су оленёнка.
За лето м_лыш подрос.
У м_лыша погибла мать-олениха.
Теперь он должен жить в р_дном доме.
М_лыш не умел добывать сам пищу.
Л_сник отдал оленёнка школьникам.
По утрам оленёнок гулял по с_лу.
Ребята назвали м_лыша Рыжиком.
Ребятишки д_вали м_лышу ябл_ки, печенье.
Они отв_ли ему м_сто в сарае.
Д_твора н_сила зв_рьку хлеб, м_л_ко.
в) Составление небольшого текста по опорным однокоренным словам.
(грибы, грибники, грибной)
(осина, осинник, подосиновик)
(лес, лесная, лесник)
12. Тестирование.
а) Среди слов каждого ряда подчеркни только однокоренные.
белка белить белила беленький белок беличий
дальний дала вдали далеко подал далёкий
боль больной большой разболелся больница
б) Отметь значком (х) слова, в корне которых пишется гласная Е.
пож_лел, гр_знул, зв_риный, в_зать, св_тлячок, сц_пить, ж_лтизна, пл_та, посп_шил, сл_дит, пол_вают, гл_деть
в) Отметь значком (х) слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
На все голоса поют синицы, дрозды, скворцы.
Ровными рядами стоят молодые берёзы.
Ёлочки выгибают колючие ветви.
г) В каждом ряду оставь только близкие по значению слова.
Стужа метель снег пурга буран
Зной пекло жара теплынь солнце