Интегрировнный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "Ягоды"

Разделы: Начальная школа


Интеграция предметов: окружающий мир и русский язык.

Цели: расширить представление о многообразии растений; познакомить с отличительными признаками ягод; учить работать с деформированным текстом; повторить словарные слова по теме «Ягоды»; продолжать развивать умение обозначать предметы и действия условными знаками; развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику руки; воспитывать бережное отношение к ягодным растениям; учить работать в группе.

Оборудование: парты в классе сдвинуты так, чтобы могли сесть четыре группы учащихся; 4 набора мозаики ЛЕГО; 16 больших модулей конструктора ЛЕГО; фотографии ядовитых и съедобных ягод; карточки красного, синего, жёлтого, зелёного цвета по количеству учащихся в группах; 4 флажка таких же цветов для каждой группы; буквы разрезной азбуки; фишки-ягоды для оценивания.

Ход урока 

1. Орг. момент. Деление класса на 4 группы.

Учащиеся заходят в класс, берут со стола учителя карточку любого цвета (жёлтый, красный, зелёный, синий) и проходят к столам с красным, жёлтым, зелёным и синим флажками соответственно, садятся на места.

Учитель: Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Вам предстоит работать по группам. Всю работу надо делать вместе, сообща. Каждое выполненное задание будет оцениваться. За верный ответ или правильно выполненное задание группа получает балл. В конце урока мы подведём итоги и выясним, какая группа была лучшей.

На доске – таблица: 

Красные                        
Синие    
Жёлтые    
Зелёные    

По мере выполнения заданий, учитель крепит фишки-ягоды во вторую колонку таблицы на соответствующие командам строки.

Учитель: Чтобы определить тему урока, вы должны выполнить первое задание. На доске башни с буквами. Вам нужно разгадать правило и расставить буквы на свои места, чтобы получилось слово.

Дети: Это слово «Ягоды»!

Учитель: Объясните правило.

Дети: Надо расставить башни по высоте.

Учитель: Молодцы! Итак, мы будем говорить о ягодах.

2. Знакомство с дарами природы – ягодами.

На экране (доске) изображение большой корзины с различными плодами и двух тарелок.

а) Постановка проблемы.

Учитель: Разложите на две тарелки эти плоды.

Возникает вопрос о том, куда положить ягоды. Дети просят ещё одну тарелку или оставляют ягоды в корзине.

б) Решение проблемы.

Учитель: Как назовём предметы в корзине?

Учащиеся: Это плоды.

Учитель: Они одинаковые или разные?

Учащиеся: Разные. Есть овощи и фрукты.

Учитель: Что ещё заметили?

Учащиеся: Здесь есть плоды, не похожие ни на овощи, ни на фрукты, они отличаются от овощей и фруктов. Это – ягоды.

Учитель: Верно. Третья группа плодов называется ягоды. Но вы сами увидели, что она отличается от овощей и фруктов. Это правильно. Кто сможет сказать, что такое ягоды?

Учащиеся: Ягоды – плоды с сочной мякотью и множеством семян.

Учитель: Как вы думаете, надо ставить третью тарелку или нет?

Учащиеся: Нет, можно было оставить ягоды в одном блюде, например с фруктами. А можно было отделить по отличительным признакам.

3. Работа с деформированным текстом

Учитель: На столе у каждой группы по 4 модуля конструктора ЛЕГО. На модулях - предложения. Возьмите модули и сложите их так, чтобы из предложений получился текст о ягоде.

1 группа.

Эта ягода растёт на дереве.
Она тёмно-красного цвета и кисловата на вкус.
Внутри есть круглая косточка.
Из этой ягоды варят вкусное варенье и компот.
вишня

2 группа.

Эта ягода растёт на кустарнике.
Она бывает красная, белая и чёрная.
Из чёрной получается душистое варенье.
Из красной и белой делают желе или компот.
смородина

3 группа.

Эта ягода может расти и в лесу и в саду.
Созревает в июле на кустах.
По форме похожа на сердечко.
Чай с вареньем из этой ягоды лечит простуду.
малина

4 группа.

Эта ягода растет в лесу на полянке.
Кустик маленький у самой земли.
Ягодка красная, душистая, сладкая.
Особенно вкусна она в сыром виде.
земляника

Учащиеся работают в группах.

Учитель: Теперь проверим, что у вас получилось. Один человек из группы должен прочитать текст, а ребята из других команд должны догадаться, о какой ягоде идёт речь.

Учащиеся читают тексты, а учитель ведёт учёт баллов в итоговой таблице.

Учитель: Скажите, ребята, а чем так полезны ягоды?

Учащиеся: В ягодах много витаминов.

Учитель: А зачем нужны витамины?

Учащиеся: Чтобы быть здоровыми и никогда не болеть.

Учитель: Верно, в ягодах много витаминов и полезных для человека веществ. Но помните, ягоды нужно обязательно вымыть перед употреблением в пищу. Ягода из леса – наилучший источник витаминов, и чем больше ягод вы съедите летом, тем больший запас витаминов сохранится в организме до зимы.

4. Словарная работа.

Учитель: А сейчас поиграем в игру «Живые буквы».

У вас на столах лежат карточки с буквами. Возьмите каждый по карточке. Я буду называть слово, а вы выходите к доске и собирайте слово. Будьте внимательны, все слова словарные.

Слова для игры: малина, ягода, земляника, корзина.

5. Знакомство с ядовитыми ягодами.

На экране фотографии ядовитых ягод. Учитель показывает их и называет (Приложение 1Рисунки 1-6)

Учитель: А сейчас, я хочу показать вам ядовитые ягоды. Ядовитые ягоды опасны. В них содержаться опасные для человека вещества. Если вы не уверены, что ягода съедобна, то лучше её вообще не трогать. Но ядовитые ягоды нужны лесным жителям для лечения. Поэтому их не следует уничтожать. Помните, что к природе всегда нужно относиться бережно, и она отплатит вам добром.

Физминутка.

Игра «Ягодная поляна»

Дети ходят по ковру, имитирую сбор ягод, хором произносят:

Одну ягодку беру, (приседают)
Вторую высматриваю, (присаживаются, прикладывая к глазам ладошку).
А к третьей приготавливаюсь. (встают и переходят на другое место).

6. Работа в группах с конструктором ЛЕГО.

Учитель: А сейчас поработаем с конструкторами. У каждой группы – набор. С его помощью по плану-схеме вы должны составить рисунок своей ягоды.

Учащиеся собирают изображение ягод. (Приложение 2)

После выполнения задания каждая группа афиширует свою работу. Учащиеся из других групп оценивают выполнение задания, а учитель фиксирует баллы в таблицу.

7. Тестовое задание.

Учитель: Теперь давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, какие ягоды можно собирать и есть, а какие ни в коем случае трогать нельзя.

У вас на столах кораблики ЛЕГО. Возьмите каждый по кораблику. Я буду показывать картинку с ягодой. Если ягода съедобная, выкладывайте синюю фишку. Если ягода ядовитая – красную. На ваших корабликах должен получиться шифр (узор) .

Учитель показывает изображение пяти различных ягод, а учащиеся выкладывают шифр. Далее следует проверка. Готовый шифр учитель демонстрирует всем ученикам. В командах ведётся подсчёт верных и неверных шифров, и присваиваются баллы.

Малина, волчеягодник, вороний глаз, черника, рябина. (Приложение 1Рисунки 7, 3, 4, 8, 9)

8. Итог урока.

Учитель: Вот и закончилось наше занятие. Я надеюсь, что вам было интересно, и вы узнали много нового. Подведём итоги. Подсчитаем количество баллов, которые заработала каждая группа, и выясним, кто был лучшим.

Ведётся подсчёт баллов, итог заносится в третью колонку таблицы. Выделяется сильнейшая команда, членам которой вручают эмблемы «Знаток ягод» (Приложение 2Рисунок 10).