Урок русского языка в 4-м классе (по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией проф. Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Тема: «Отработка орфографических правил правописания глаголов»

Цель: закрепить алгоритм применения орфографических правил написания глаголов, развивать умение определять спряжение глагола, отрабатывать правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание – ться и - тся в глаголах, мягкого знака после шипящих на конце слов-глаголов; развивать речь детей; создать условия для здоровьесбережения учащихся на уроке; учить работать в парах, в группах, оценивать свою работу на уроке.

Оборудование: плакат «Зима», карточки для индивидуальной и групповой работы, грамзапись песни «Три белых коня», интерактивная доска, карточки самооценки, рисунки для проведения рефлексии настроения детей.

Ход урока

1. Организационный момент

(На доске интерактивный плакат «Замок Зимы»)

Учитель:

-Урок русского языка.

Русский язык – родной язык Отчизны.
Учить его – большое счастье в жизни!

Наш урок сегодня начнём с загадки:

Гостья в замке изо льда живёт.
И пишет красиво, и песни поёт.

Кто это? Правильно, Зима. (Показ узоров Зимы).

2. Чистописание

Вр//

Вьюги да метели под февраль налетели.

-Как вы понимаете смысл пословицы? Работа со словом из словаря: февраль.

(Дать характеристику этого предложения).

-А я хочу прочитать загадку о Зиме:

Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу,
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

3. Сообщение темы урока

-Догадайтесь, о какой части речи это стихотворение?

Ученик:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт. (Правило о глаголе).

Летят снежинки,
Засыпают здания,
Метель метёт.
Приходит Новый год.

-Сегодня мы будем повторять правописание глаголов, закрепим применение изученных алгоритмов их правописания.

4. Работа над закреплением алгоритма правописания –ться и -тся в глаголах.

1) Алгоритм правописания –ться,- тся в глаголах. (У каждого ученика на парте алгоритм.)

-ТЬСЯ и ТСЯ как написать?

Мягкий знак хитрющий – это надо знать.

Вопрос к глаголу надо подставлять.

Неопределённая форма
(что делать?)
Форма 3-го лица ед. числа
(что делает)
учиться учится
трудиться трудится
купаться купается

2) Упражнение 1,с.24. Работа в парах.

3) На доске строки из стихотворений (работа по выбору). Запиши самостоятельно стихи без ошибок.

А по двору метели[ца]
Ковром шелковым стеле[ ца],
Да больно холодна.
(С. Есенин)

Снег и мчи[ца]
И кружи[ца]
И не унимае[ца]!
То Зима, наверно, зли[ца],
Что уже кончае[ца].
(В.Фетисов)

Динамическая пауза «Зимняя зарядка»

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Потом в снежки играем:
Метко их в цель бросаем.

5. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

1. Повторение правила.

«Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, стеречь, съешь».

2. Выполнение упр. 2, с.24

Выпиши только формы глаголов. Что напишешь после шипящих на конце у глаголов? (Ь). Не ошибись! Взаимопроверка тетрадей.

6. Правописание безударных личных окончаний у глаголов.

1. Вспомни алгоритм правописания. (Чтение алгоритма, появившегося на интерактивной доске).

Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме.

2-е спряжение 1-е спряжение
-ить (кроме брить, стелить) ост. гл.
11 гл. - «исключений»  

Назови глаголы – исключения, которые относятся ко 2-му спряжению (упр.3).

2. Работа по алгоритму (по карточкам). Два ученика работают на интерактивной доске: вставляют пропущенные окончания в глаголах.

  1. Декабрь год конча…т, а зиму начина...т.
    Лето припаса…т, а зима поеда…т.

  2. Зима посыла…т мороз за морозами, метель за метелями.
    Мороз потрескива …т да пощёлкива…т. Он пуга…т лесных зверюшек.

  3. Зимой над полями и лесами солнце свет…т мало. Медведь провод…т зиму в берлоге. Белочка скач…т с ветки на ветку. Смотр..т грустно с ветки берёзы ворона.

  4. Человек от лени боле…т, а от труда здоровее…т. За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма…шь. Учёный вод…т, а неучёный сзади ход…т.

Музыкальная пауза (Слушание 1 куплета песни «Три белых коня»)

-Какие глаголы услышали в песне? К какому спряжению они относятся?

7. Подведение итогов урока.

-Какие орфограммы о правописании глаголов мы сегодня повторяли?

-Прочти «любимые» слова Зимы и объясни, что их объединяет:

морозить      (морозить зверей)
рисовать (рисовать узоры)
строить (строить мосты)
серебрить (серебрить инеем)

- Какое слово можно назвать «лишним»? (рисовать: относится к 1-му спр.)

Допиши сущ., чтобы получились красивые словосочетания.

8. Рефлексия

Оцени свою работу на уроке (на карточке).

  • Работал самостоятельно без ошибок.
  • Работал самостоятельно, но допустил ошибки.
  • Работал, опираясь на помощь учителя и товарищей.

* Ледяной дворец, ледяное сердце, ледяной шар, ледяная горка.

- Какое слово употреблено в переносном значении? Как вы понимаете «ледяное сердце»? О ком так говорят?

9. Домашнее задание (по выбору):

  1. Упр.5,с.25 (инструктаж к выполнению задания)
  2. Т. «Пишу грамотно» №2 упр.4, с.10