Тема: «Отработка орфографических правил правописания глаголов»
Цель: закрепить алгоритм применения орфографических правил написания глаголов, развивать умение определять спряжение глагола, отрабатывать правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание – ться и - тся в глаголах, мягкого знака после шипящих на конце слов-глаголов; развивать речь детей; создать условия для здоровьесбережения учащихся на уроке; учить работать в парах, в группах, оценивать свою работу на уроке.
Оборудование: плакат «Зима», карточки для индивидуальной и групповой работы, грамзапись песни «Три белых коня», интерактивная доска, карточки самооценки, рисунки для проведения рефлексии настроения детей.
Ход урока
1. Организационный момент
(На доске интерактивный плакат «Замок Зимы»)
Учитель:
-Урок русского языка.
Русский язык – родной язык Отчизны.
Учить его – большое счастье в жизни!
Наш урок сегодня начнём с загадки:
Гостья в замке изо льда живёт.
И пишет красиво, и песни поёт.
Кто это? Правильно, Зима. (Показ узоров Зимы).
2. Чистописание
Вр//
Вьюги да метели под февраль налетели.
-Как вы понимаете смысл пословицы? Работа со словом из словаря: февраль.
(Дать характеристику этого предложения).
-А я хочу прочитать загадку о Зиме:
Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу,
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
3. Сообщение темы урока
-Догадайтесь, о какой части речи это стихотворение?
Ученик:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт. (Правило о глаголе).Летят снежинки,
Засыпают здания,
Метель метёт.
Приходит Новый год.
-Сегодня мы будем повторять правописание глаголов, закрепим применение изученных алгоритмов их правописания.
4. Работа над закреплением алгоритма правописания –ться и -тся в глаголах.
1) Алгоритм правописания –ться,- тся в глаголах. (У каждого ученика на парте алгоритм.)
-ТЬСЯ и ТСЯ как написать?
Мягкий знак хитрющий – это надо знать.
Вопрос к глаголу надо подставлять.
Неопределённая форма (что делать?) |
Форма 3-го лица ед. числа (что делает) |
учиться | учится |
трудиться | трудится |
купаться | купается |
2) Упражнение 1,с.24. Работа в парах.
3) На доске строки из стихотворений (работа по выбору). Запиши самостоятельно стихи без ошибок.
А по двору метели[ца]
Ковром шелковым стеле[ ца],
Да больно холодна.
(С. Есенин)Снег и мчи[ца]
И кружи[ца]
И не унимае[ца]!
То Зима, наверно, зли[ца],
Что уже кончае[ца].
(В.Фетисов)
Динамическая пауза «Зимняя зарядка»
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Потом в снежки играем:
Метко их в цель бросаем.
5. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
1. Повторение правила.
«Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, стеречь, съешь».
2. Выполнение упр. 2, с.24
Выпиши только формы глаголов. Что напишешь после шипящих на конце у глаголов? (Ь). Не ошибись! Взаимопроверка тетрадей.
6. Правописание безударных личных окончаний у глаголов.
1. Вспомни алгоритм правописания. (Чтение алгоритма, появившегося на интерактивной доске).
Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме.
2-е спряжение | 1-е спряжение |
-ить (кроме брить, стелить) | ост. гл. |
11 гл. - «исключений» |
Назови глаголы – исключения, которые относятся ко 2-му спряжению (упр.3).
2. Работа по алгоритму (по карточкам). Два ученика работают на интерактивной доске: вставляют пропущенные окончания в глаголах.
- Декабрь год конча…т, а зиму начина...т.
Лето припаса…т, а зима поеда…т.
- Зима посыла…т мороз за морозами, метель за метелями.
Мороз потрескива …т да пощёлкива…т. Он пуга…т лесных зверюшек.
- Зимой над полями и лесами солнце свет…т мало. Медведь провод…т зиму в берлоге. Белочка скач…т с ветки на ветку. Смотр..т грустно с ветки берёзы ворона.
- Человек от лени боле…т, а от труда здоровее…т. За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма…шь. Учёный вод…т, а неучёный сзади ход…т.
Музыкальная пауза (Слушание 1 куплета песни «Три белых коня»)
-Какие глаголы услышали в песне? К какому спряжению они относятся?
7. Подведение итогов урока.
-Какие орфограммы о правописании глаголов мы сегодня повторяли?
-Прочти «любимые» слова Зимы и объясни, что их объединяет:
морозить | (морозить зверей) |
рисовать | (рисовать узоры) |
строить | (строить мосты) |
серебрить | (серебрить инеем) |
- Какое слово можно назвать «лишним»? (рисовать: относится к 1-му спр.)
Допиши сущ., чтобы получились красивые словосочетания.
8. Рефлексия
Оцени свою работу на уроке (на карточке).
- Работал самостоятельно без ошибок.
- Работал самостоятельно, но допустил ошибки.
- Работал, опираясь на помощь учителя и товарищей.
* Ледяной дворец, ледяное сердце, ледяной шар, ледяная горка.
- Какое слово употреблено в переносном значении? Как вы понимаете «ледяное сердце»? О ком так говорят?
9. Домашнее задание (по выбору):
- Упр.5,с.25 (инструктаж к выполнению задания)
- Т. «Пишу грамотно» №2 упр.4, с.10