Цели:
- Познакомить с понятиями "палиндром", познакомить с алгоритмом создания собственных творческих задач; повторить понятие "анаграмма".
- Развивать эвристическое и творческое мышление, наблюдательность, воображение.
- Прививать интерес к интеллектуальным играм и задачам. Учить вести конструктивный диалог.
Методы и приёмы обучения: игровой, проблемно-поисковый, интерактивный.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Оборудование: рабочие тетради; иллюстрации с изображением животных; демонстрационная таблица; иллюстрация с изображением термометра; карточки "Анаграмма" и "Палиндром"; медали "Лучший эвристик".
Ход занятия
1. "Разминка" (Организационный момент)
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир словесных задач, а помогут нам в этом животные. То есть все задания будут связаны именно с ними. Чтобы легко и правильно справиться с заданиями, вам придётся быть очень активными, внимательными. За каждый правильный ответ или оригинальное суждение вы будете ставить себе в тетради на полях 1 балл, и лучшие из вас в награду получат медали. Итак, путешествие наше начинается, как обычно, с разминки.
Шуточные вопросы.
- У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
- Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Они там не живут.)
- У кого голова да рога? (У коровы.)
2. "Гимнастика ума" (Повторение изученного материала)
а) Игра "Сколько слов спряталось?"
- - Найдите и прочитайте по часовой стрелке названия представителей животного мира.
(Психолог прикрепляет к доске демонстрационную таблицу.)
- - Сколько слов получилось?
- - Что вы знаете об этих животных?
(Психолог подводит итог игры, называя активных учащихся.)
б) Игра "Наборщик"
- Из букв данного слова составьте как можно больше других слов. Запишите их в своих тетрадях. На задание отводится 5 минут.
СЛОНОПОТАМ - Сосчитайте свои получившиеся слова. Сколько их получилось?
(Психолог подводит итог игре, учитывая правильность, количество и оригинальность ответов.)
в) Анаграммы.
- Вспомните, что означает слово "Анаграмма". (Это слово, в котором все буквы переставлены.)
- Решите следующие анаграммы:
ЦУНИСЕГА (ГУСЕНИЦА)
ОНХАЛЕМЕ (ХАМЕЛЕОН)
(Устная фронтальная работа, психолог записывает на доске правильные ответы.) - - Что вы знаете о гусенице?
- - Чем интересен хамелеон?
- - Усложним задание: составьте словосочетания, решив анаграммы.
- - Запишите в своих тетрадях получившиеся словосочетания.
НОЕТ( ЕНОТ) - ноет енот
ЛОВКИ (ВОЛКИ) - ловки волки
(Проходя по классу, психолог оценивает правильность выполненных работ поглаживанием голов учащихся.) - Кого я погладила по голове, поставьте себе 1 балл.
- Усложним задачу. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором ответ первых двух строчек будет являться анаграммой ответа последних двух строчек.
Найдёшь загаданное слово
В названье "жителя морского".
А как прочтёшь наоборот
Под парусами он плывёт. (КРАБ – БАРК)
- Называйте свои варианты морских жителей.
(Психолог фиксирует их на доске.) - Какой из предложенных вами вариантов будет являться анаграммой и ответом последних строчек стихотворения?
(Психолог отмечает правильно ответивших ребят.) - Разгадайте следующее стихотворение.
На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь – я зверь,
Ем всё, что мне оставите. (ШКАЛА – ШАКАЛ)
- Что есть на термометре?
(Психолог фиксирует ответы детей.) - Какой из предложенных вами вариантов будет являться анаграммой и ответом последних строчек стихотворения?
(Психолог отмечает правильно ответивших ребят.)
3. "Хочу всё знать!" (Изучение нового материала)
а) Знакомство с палиндромами.
- Слово "палидром" означает - бегу назад. То есть это слова и предложения, которые можно читать с любого конца.
- Выберите из данных слов слова-палиндромы.
На доске записаны слова:
ЗМЕЯ, КАЗАК, ЛОДКА, МАДАМ, КОТОК, КИИТ.
- КИИТ – это горный баран.
(Психолог подчёркивает на доске слова – палиндромы.)
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Я ем змея.
- Можно ли его назвать палиндромом? Докажите.
б) Составление палиндромов.
- Прочитайте слово, записанное на доске.
Бел
- Прочитайте его наоборот (ЛЕБ).
- Запишите в своих тетрадях эти слова рядом. (Бел леб)
- Дополните первое слово так, чтобы можно было получить при обратном чтении словосочетание. Какой буквы не хватает? (Х)
- Что получилось?
БЕЛ ХЛЕБ
- Прочитайте следующее предложение как обычно, а затем наоборот.
Кидал в зубр…
- Добавляем к этой фразе по одной букве, пока не получится предложение.
(Ученики предлагают свои варианты.)
Кидал в зубра арбуз Владик.
- Кто такой зубр? Что вы о нём знаете?
- Давайте все вместе составим алгоритм (последовательность) дополнения фразы палиндрома.
- Прочитать слово наоборот.
- Записать слова рядом.
- Подумать, какой буквы не хватает.
- Приписать нужную букву к первому слову.
- Прочитать получившийся палиндром с любого конца.
(Психолог прикрепляет к доске демонстрационную карту алгоритма.)
4. "Докажи и другому покажи." (Закрепление изученного материала)
- Составьте палиндромы из первых частей фраз, запишите их в тетрадях (работа в парах по вариантам.)
1 вариант: |
Нам рак вле… |
(Нам рак влетел в карман.) |
2 вариант: |
Коту скоро... |
(Коту скоро сорок суток.) |
(Психолог демонстрирует правильные ответы, записанные на доске.)
- Встаньте, у кого так же.
5. "Поздравляем от души!" (Итог занятия)
- Подведём итог нашему занятию. Что нового узнали на уроке?
- Каких животных мы сегодня упомянули на уроке?
- Сосчитайте свои заработанные баллы. Кто сегодня достоин медалей?
(Награждение учащихся.)
- На следующем уроке мы с вами продолжим знакомство со словесными задачами. А для тех, кто не хочет долго его ждать, я предлагаю домашнее задание.
- Составьте палиндром из первой части фразы:
. Оно, лосося…