Пояснительная записка.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МДОУ. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.
Данная программа позволит зам.зав. по ВМР или заведующей систематизировать свою работу по этому направлению методической работы и может быть применена в любом МДОУ, проработавшем не менее 1 года, где есть опытные педагоги.
Объективные предпосылки для использования программы:
- Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
- В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.
- В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.
Цель программы: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.
Задачи программы:
- Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
- Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
- Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
- Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
- Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.
Структура программы
Программа состоит из следующих разделов:
1. Выявление педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).
Признаками передового педагогического опыта являются:
- Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
- социальная адаптивность дошкольников;
- образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
- познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
- уровень воспитанности.
- Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).
- Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.
- Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.
- Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.
- Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.
Типичные ошибки этого этапа:
- Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей.
- Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.
2. Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:
- целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
- использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.
Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:
- Постановка цели (для чего?).
- Определение содержания (что).
- Выявление методов, средств (как?)
- Диагностирование результатов (какой?).
Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.
3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)
Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:
- Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
- Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
- Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
- Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.
Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:
- Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
- Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
- Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
- Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Практический -(наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.
Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.
Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Описание педагогического опыта но представлять описание опыта в форме модулей.
5. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.
Тематический план по изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.
(таблица)
Литература по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта педагогов.
- Сиденко А. «Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете». Сельская школа, 2005 г.
- Мкртчан М.А. и др. «Теория и технология коллективных учебных занятий». Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Под редакцией В.Б. Лебединцевой. Красноярск , 2005 г
- Запятая О.В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6
- Сайт «Коллективный способ обучения» WWW.kco-kras.com
- Тимошенко М.Т. «Образование учителей в аспектах формирования общих умений и универсальных способов мыследеятельности». Коллективный способ обучения, 2005 г.
- Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г.
- Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва.«Педагогический поиск», 2001г.
- Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.
- В.М.Лизинский "О методической работе в школе», Москва, Педагогический поиск, 2001 г.
- О.В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта", Методист, №7 2007 г.
- Е.М. Пахомова. «Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы». Методист, № 2, 2005 г.
- Кухарев Н.В., Решетько B.C. "Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества". 4, 2. Моэырь, 1998.
- Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г
- Н.Зубов «Как руководить педагогами". Пособие для руководителей образовательныхучреждений», Москва, 2003 г.
- В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск 2004 г.
- Скаткин М.Н. "Методология и методика педагогических исследований". Москва, 1986.
- Полонский В.М. "Оценка качества научно-педагогических исследований". Москва, 1996.
- Кузьмина В.Ф. «Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)». Завуч. «Управление современной школой», №4,2006.С. 103-104; №6,2006 г. С.113-114
- Запятая О., Илларионова Т., Карпович Д., Лебединцев В. »Педагогическая техника» №6, 2006 г.
- В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г.
- Образовательные сайты Интернета.