Цели:
- повышать мотивацию к успешному обучению;
- раскрывать таланты детей;
- формировать коллектив;
Задачи урока:
- Развитие музыкальных способностей, певческого голоса.
- Приобретение системы опорных знаний и умений.
- Воспитание музыкального, эстетического вкуса.
- Развитие памяти, внимания
- Воспитывать у детей культуру общения с друзьями
Оборудование и материалы:
- музыкальный инструмент – рояль;
- магнитная доска с буквами;
- портрет композитора;
- компьютер;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- проигрыватель;
- музыкальные инструменты – треугольник, металлофон, синтезатор;
- раздаточный материал – карточки;
- мультимедийное сопровождение (презентация упакована вместе с аудиофайлом)
Музыкальный материал:
- «Песенка друзей» муз. В.Герчик
- «Песенка белочек» муз. М.Парцхаладзе
- «Смешной человечек» муз. Журбина
- «Три подружки» муз. Д.Кабалевского
Ход занятия:
1. Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята!»
Учитель поёт: Здравствуйте, ребята!» (Ученикам нужно повторить мелодию, пропетую учителем. Приветствие проводилось с целью распевания на фортепиано и на диатоническом металлофоне)
Музыкальный ответ детей: «Здравствуйте!» (ответ строится на трезвучии соль-ми-до 1 октавы. Задача – добиваться красоты и чистоты звучания голосов).
Слайд №1
2. Учитель: Наша тема занятия - о друзьях.
На этом занятии мы поговорим о друзьях и послушаем музыку о них. Вспомните и скажите:
- Кто такие друзья?
- Как вы относитесь к своим друзьям?
- Могут ли быть друзьями звери, птицы?
- Какие рассказы вы знаете о друзьях? («До первого дождя», «Синие листья», «Два товарища», «Малыш и Карлсон»)
Слайды №2-5
- Какие музыкальные произведения слушали на уроках музыки и пели? («Когда мои друзья со мной» музыка В.Шаинского, «Как львёнок и черепаха пели песенку»
- муз. Г.Гладкова, «Песенка Карлсона» муз. Журбина,
- «Как положено друзьям» муз. Шаинского,
- «Песенка друзей» муз. В.Герчик)
Учитель: Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Друзей узнаёшь, когда в беду попадёшь.
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Друг познаётся в беде
Слайд №6 (дети учатся читать пословицы)
3. Учитель: Вспомним песенку-распевку «Мы-первоклассники» и исполним её на металлофоне и на синтезаторе в ансамбле (играют с ноты до) (металлофон и синтезатор)
«Разные ребята» муз. Д.Кабалевского - пение по нотам (таблица)
(Более сложные вокальные упражнения исполняются стоя, это помогает лучше контролировать певческую установку, держать дыхание на опоре. Все последующие распевки направлены на развитие различных певческих навыков, на развитие артикуляции, дикционных навыков).
4. Узнать песенку по музыкальному фрагменту. Учитель играет на рояле мелодию «Песенки друзей» муз. В.Герчик
Учитель: Ритмический рисунок будет показывать музыкальный инструмент, а какой узнайте его по звуку (треугольник).
Почему так называется инструмент? (он похож на треугольник, у него три стороны и т.д.)
При повторном пении на припев все хлопают в ладоши.
(Задача: петь уверенно всем вместе, негромко, прислушиваться к звучанию своего голоса, но не выделять в хоре).
Как вы понимаете фразу в песне: без друзей нам не прожить ни за что на свете? (Ребёнок передаёт ритмический рисунок на треугольнике. Вспомнить приёмы игры)
5. Муз. минутка – танец
(дети выполняют ритмические движения: разминают пальцы рук, кисти рук, сжимают – разжимают кулачки, растирают мышцы рук, круговые движения плечами, головой, наклоны туловища вправо-влево, приседания, прыжки на месте, вокруг себя.
Учитель: Сидя на месте – улыбнулись друг другу и мысленно пожелайте здоровья и счастья себе и друзьям).
6. Послушайте рассказ о друзьях. Называется «Шакалёнок и верблюд»
слайд №7-12
Вопросы после слушания:
- Как обманул шакалёнок верблюда?
- Что произошло на тростниковом поле?
- Как верблюжонок проучил обманщика шакалёнка?
- Кто из них был настоящим другом?
- Почему их дружба распалась?
Вывод: друг познаётся в беде.
7. Предложить детям прослушать произведение о девочках-подружках. («Три подружки» музыка Д.Кабалевского)Задание:
- по музыке отгадать, сколько девочек изображает музыка?
- какие по характеру девочки?
- на каком инструменте звучит музыка?
(слушание в грамзаписи)
При повторном слушании – задание:
Поднимите карточку с девочкой, о которой будет рассказывать музыка.
Слайд №13
Чтобы вы пожелали этим девочкам?
(Выполнение этого задания заставляет учащихся глубже вслушиваться в музыку, слышать её «героя», моделировать его жизненные обстоятельства, ситуацию. Слушая музыку и анализируя её, у детей развивается их мышление, на основе которого удаётся преподавать музыку, как специфическое интонационно-образное искусство.
Одновременно устанавливаются связи между отдельными её явлениями, а также связи между музыкой и другими искусствами, жизненным опытом самого ребёнка. Во время слушания музыки у ребёнка развивается творчество, фантазия, интуиция).
Кто нужен, чтобы появилась музыка? (композитор, исполнитель, слушатель) (Ребята знают о существовании этих трех позиций).
Кто написал музыку «Три подружки»?
Кабалевский – это кто? (портрет композитора)
(Задача: закрепить понятие КОМПОЗИТОР)
8. Выполните задание: на карточке изображён музыкальный инструмент. Как он называется? Ответ напечатать на компьютере и на маленькой магнитной доске.
Пока ребята отвечают, я прочитаю несколько слов из знакомой вам песенки. Отгадайте и скажите, как она называется: «учат нас учеников как спасаться от волков…» («Песенка белочек» муз. М.Парцхаладзе).
В этой песенке есть слова про дружбу. Напомните их (как лису перехитрить, с кем дружить, с кем не дружить).
Проверим, как ребята справились с заданием. Все с заданием справились успешно. Молодцы!
Споём все вместе песенку про белочек стоя, выразительно, следим за дыханием во время пения. 1 куплет поют артисты кукольного театра, а второй и третий все вместе.
9. Какую песенку мы с вами начали разучивать на прошлом уроке? («Смешной человечек») (про Карлсона) муз. Журбина
(таблица с иллюстрациями из повести А.Лингренд «Малыш и Карлсон»)
- Какая песня по характеру? (весёлая, звонкая)
- В этой песенке поётся о дружбе Малыша и Карлсона.
Вспомним 1 куплет и припев, а затем поучим второй куплет. Я напомню второй куплет.
«Я готовил обед для друзей, подружек.
Суп варил из конфет,
А компот из плюшек.
Ну а сам похудел килограмм на двести.
Двести бубликов съел
С пряниками вместе».
(Работа над звукопроизношением, окончанием слов: подру-жек, плю-шек. Индивидуальная работа с детьми).
- Посмотрим видеофрагмент мультфильма «Малыш и Карлсон».
- Что произошло в комнате у Малыша? (Малыш и Карлсон устроили беспорядок. Шумели, кричали, бегали, прыгали, доставляли неприятности соседям). Как надо играть дома с друзьями? (ответы детей)
Споём 1 и 2 куплет все вместе, я исполню третий куплет, а припев все вместе.
В 3 куплете есть такие слова: «Если всё ходуном, значит всё в порядке». Вы согласны с этим? (ответы детей)
Повторим слова 3 куплета и споём в медленном темпе.
10. Поиграем в музыкальную игру «Узнай по голосу своего друга» музыка Е.Тиличеевой.
Так как игра вам хорошо знакома, правила немного усложняются. Надо не только узнать голос своего друга, но и вспомнить: на какой парте он сидит и с кем; как одет.
Обобщение:
Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (ответы)
Иметь друга и самому быть другом – очень большое счастье для каждого из нас.
Без друзей очень трудно жить на свете.
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмитесь за руки, и скажите друг другу приятные и добрые слова.
Ребята, я убедилась, что вы все умеете дружить.
С песней «Настоящий друг» муз. Савельева мы заканчиваем наш урок.
Слайд №13