Форма: Мост. Прошлое. Настоящее. Будущее.
Цели:
- показать роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке;
- привитие навыков работы в группе, развитие коммуникативности, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой. Саморазвитие;
- привитие любви к своей родине, развитие чувства патриотизма, человеколюбия.
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.
На доске – слова: «Без были нет сказки. Воображение, мечта корнями своими уходит в быль». К.Федин.
Учитель: о фантастике волшебных сказок и мифов разных времен А.М. Горький говорил, что в них «Мы слышим отзвуки работы над…приучением животных, над открытием целебных трав, изображением орудий труда». Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху. Об этом говорят легенды о Фаэтоне, Дедале и его сыне Икаре, а также сказки о «Ковре-самолете». Мечтая об ускорении движения по земле, появилась сказка о «Сапогах-скороходах». Желание плавать по реке быстрее ее течения привело к изобретению весла и паруса, стремление убивать врага и зверя издали послужило мотивом изобретения пращи, лука и стрел. Мысли о возможном прядении большого количества тканей в одну ночь создали прялку, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой. Можно привести еще десятки доказательств дальнозоркости образного, использования гипотетического, но уже технологического мышления людей прошлого, возвышавшегося до таких уже современных гипотез, как например, утилизация силы вращения земли вокруг своей оси или преобразование полярных льдов. Все мифы и сказки прошлого можно завершить мифом о Тантале: Тантал стоит по горло в воде, его мучает жажда, но он не может утолить ее – это человек среди явлений внешнего мира, не познанных им.
Мифологическое мышление имело источником ту действительность, которую человек преображал своим трудом. Производительная деятельность, труд – основа, первоисточник этого мировоззрения. Все более или менее значительные понятия и представления мы находим в мифах, сказаниях. Словарь нам поможет вспомнить значение этих понятий.
- МИФ – древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира, о явлениях природы, представления людей об обществе, о самом человеке;
- СКАЗ – народнопоэтическое сказание, повествование;
- СКАЗАНИЕ – рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания.
Понятия этих терминов нам поможет провести расследование и сделать соответствующий вывод.
1979 год. Гамбург. М. Виссинг, опираясь на данные известного ученого Отто Мука, делает вывод, что 5 июня 8499 г. до нашей эры в 13:00 планетоид (астероид) из роя Адониса столкнулся с Землей, столкновение произошло в районе Бермудского треугольника. Сила его взрыва приравнивается 30000 атомных бомб.
Над планетой спустилась коричнево-черная мгла. Подтверждение этого вывода мы находим в мифах майя: «Пошел огненный дождь из камней, выпал пепел, скалы и деревья повалились на землю, разбиваясь вдребезги друг от друга.… И огромная змея сорвалась с неба…и за тем ее кожа и кости упали вниз на землю…и стрелы поразили сирот и старцев, вдовцов и вдов, которые…не имели сил выжить и их погребли на песчаном берегу. И тогда примчались страшные потоки воды. И с огромной змеей небо обрушилось вниз, и земля потонула». У многих народов мы находим мифы о всемирном потопе, а Платон в «Критий и Тимея» один из первых записывает эту информацию.
Расчеты показывают, что небо над нашей планетой как бы пропало на 2000 лет. Только по происшествию этого срока тьма стала «рассасываться», земля как бы заново рождалась. С этого времени в памяти человечества остались мифы о первозданном хаосе, о том, что небо и земля вначале были единым целым, а затем произошло разделение света и мрака, неба и земли. Отражение этих событий мы видим в устном народном творчестве:
- крокодил наше солнце проглотил;
- украденное солнце (народы севера);
- Прометей и т.д.
У майя записана легенда. Страна Глиняных холмов исчезла в течение ночи, провалилась вместе с 64 млн. жителей.
По легендам древних халдеев, к ним в незапамятные времена пришел бородатый старец в длинной одежде. Имя его – Оаннц, Оанн. По другим легендам, у Оанесса было тело рыбы. Именно он, согласно легендам, обучил древних архитектуре, земледелию, научил их разделять год на месяцы. Мифический Тот египтян, Параш Ария, приставший к берегу устья Инда, дракон доисторического Китая и другие приобщили якобы людей к астрономии, учили строить каналы для орошения…
Это были атланты (так предполагают некоторые атлантологи). Они могли передать аборигенам лишь то, что не могли воспринять, не более того. А в памяти народа остались яркие объяснимые образы.
Сравнивая истоки культур Нового – Старого света, невольно приходишь к мысли о сходстве (похожи календари, пирамиды, храмы, даже письменность). Мы же, читая мифы народов мира, получаем в них «закодированную» историю прошлого с мудрой оценкой народа.
Пройдет время. Современные события отойдут в прошлое. Наши потомки будут исследовать историю XX-XXI вв. и искать ответы на вопросы: как мы жили, какие проблемы мы решали, как оценивали события нашего времени.
Сегодня на уроке мы приготовим послание в будущее о том, что вас волнует, заставляет задуматься, искать ответ. Класс работает по схеме. Оценка проектной деятельности учащихся по группам и индивидуально проходит по примерным критериям.
При подведении итогов учитель отмечает, какие проблемы современного общества были обозначены классом, подчеркивает значимость, понимание и оценки их с позиции активного гражданина страны.
Методическая часть
Высокого уровня организации детского целеполагания позволяют достичь проблемно-поисковые методы, при которых используется учителем материал средней сложности для развития самостоятельного мышления, исследовательских умений и творческого подхода к заданию.
Схема деятельности учителя и класса на уроке:
Вывод: определяет, какие проблемы были обозначены классом, подчеркивает значимость, понимание и оценки их с позиции активного гражданина страны.
На уроках используется педагогическая идея учителя: урок – «мост» – образная связь материала разных предметных областей школы через осмысление современного человека. В основе этой идеи лежит деятельный подход. Именно он позволяет учащимся осознанно строить свою жизненную траекторию, научиться ставить цель и рассчитывать пути ее реализации. А в конце урока рефлексия, которая позволяет ему ответить на вопросы: что нового я узнал? Как я это сделал? Зачем мне это нужно в жизни?
Схема «моста»
Педагогическая идея «мост» позволяет создать в классе благоприятный психологический климат при продуктивной организации учебной деятельности учащихся. На уроках с применением педагогической идеи «мост» используются:
Сказки – неисчерпаемый источник возможностей. Способы работы со сказкамиразные. Можно выделить четыре типа работы с ними:
- Опора на опыт, то есть на сказки, которые уже хорошо известны. Варианты могут быть разными. Например, попросить учащихся назвать сказки, тему или мораль, которые будут соответствовать изучаемой теме. Можно дать возможность переписать сказку по-новому.
- Использование новых или неизвестных сказок с определенным содержанием. Содержание таких сказок обсуждается с учащимися, и если сказка считается незаконченной, ее предлагают закончить по-своему.
- Написание новой сказки малыми группами или отдельными учащимися, предварительно обсудив канву истории или предложив использовать собственный опыт.
- Использование ролевых игр в пошаговом переделывании известных сказок.
Мифы – явление многозначное, совмещающее в себе 2 аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (доахранический метод) и средство объяснения настоящего (синхронический метод).
Среди множества мифических преданий и рассказов выделяют следующие виды мифов:
- космогонические – мифы о происхождении мира и вселенной;
- антропогонические – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
- героические мифы;
- эсхатологические – мифы о конце света.
Выделяются следующие группы современных мифов:
- общественно-политические мифы;
- мифы этнические и религиозной самоидентификации;
- мифы массовой культуры.
Рисование может быть использовано для развития навыков наблюдательности, сотрудничества и презентации, более близкого знакомства друг с другом, укрепляя навык самооценки и самоуважения авторских работ.
В конце урока происходит оценка деятельности учащихся по примерным критериям.
Примерные критерии оценки проекта
Дорабатываются совместно с учащимися по предложенному образцу или вырабатываются сначала путем выделения значимых компонентов оценивания и достижения взаимной договоренности:
- целесообразно учителю наметить разделы оценивания;
- ученики наполняют критерии содержанием, внося дополнительные или убирая лишние;
- возможно выделение учителем значимого с его точки зрения критерия как обязательного.
№ п/п | Критерии | Баллы | Описание |
1. | Содержание | 3 – соответствие 2 – замечания минимальны 1 – слабо |
Представленное содержание отражает заявленную тему. |
2. | Язык | Разнообразие и оправданность использованной лексики. | |
3. | Презентация | Выдержан стиль программы, увиденное вызывает интерес, речь участников понятна. | |
4. | Коэффициент | Оценивается самостоятельно участниками проекта. |
Ученик оценивается по трехбалльной шкале по каждому критерию. Баллы выставляются в оценочную таблицу, которая сдается учителю по окончании урока. Индивидуальные оценки участников проектной группы могут отличаться друг от друга.
Оценочная таблица
№ группы | Список участников | Критерии оценок | Итоговый балл | Оценка | ||
Роль в формировании проекта | Участие в презентации | Общий коэффициент участия | ||||
Шкала конвертации баллов в оценку зависит от количества критериев.
- «5» – 10-12 баллов;
- «4» – 7-9 баллов;
- «3» – 4-6 баллов.
Примеры творческих работ учащихся – Приложение 1. Анкета для учащихся для анализа проведенного урока – Приложение 2.
Литература
- «Мифы народов мира», энциклопедия в двух томах. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия» – Москва, 1982.
- Методика республиканской программы «Лидер», сборник – Алматы, 2003.