"Занимательное правоведение". Система внеклассных занятий по правовому воспитанию младших школьников

Разделы: Начальная школа


Описание системы внеклассных занятий

Анализ результатов анкетирования младших школьников показал, что дети в недостаточной степени знакомы со своими правами. В связи с этим нами было принято решение разработать систему внеклассных занятий по правовому воспитанию младших школьников и электронное приложение к ней.

Цель данной системы – ознакомить детей младшего школьного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка», формировать у учащихся  представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; способствовать воспитанию правовой культуры младших школьников, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов, повышению гражданской активности.

Предложенные занятия базируются на основных, доступных ребёнку статьях международных и российских документов, направленных на защиту прав ребёнка. Изучение Конвенции ООН «О правах ребёнка»  носит ознакомительный характер и является пропедевтикой  обучения школьников демократическим ценностям и правам человека в дальнейшем.
Воспитательные занятия смоделированы на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить детей перед выбором действия, поступка, они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга и цивилизованно защитить свои.

Независимо от класса занятия по правам ребёнка рекомендуется проводить следующим образом: 1 занятие в неделю по 30-35 минут.

В результате ознакомления с правами и обязанностями, закреплёнными в международных и российских документах, дети должны получить общие представления  о своих основных правах и свободах.

1. Система внеклассных занятий по правовому воспитанию младших школьников:

2. «Права и обязанности» –  вводное занятие.

На данном занятии дети вместе с учителем выясняют, зачем человеку нужны права;  какой была жизнь людей, когда они не имели никаких прав. В итоге беседы учащиеся должны ответить на вопрос, что такое права и обязанности и зачем они нужны.

3. «Почему люди решили защищать права ребенка?»

Дети знакомятся со Всеобщей декларацией прав человека, с идеей возникновения прав ребёнка, с принятыми соответствующими документами (Конвенция ООН «О правах ребёнка», Женевская декларация прав ребёнка, российские документы о правах ребёнка), в общем порядке рассматривают  права ребёнка. Не нужно стремиться, чтобы каждый   ребёнок сразу усвоил содержание Конвенции. Главное, чтобы дети осознали сам факт её  принятия и то, что есть документы, направленные на защиту их прав.

4. «Право на жизнь».

 Младшие школьники знакомятся с правом каждого человека на жизнь, правом детей на особую защиту здоровья.

5. «Право на уважительное отношение»

Учащиеся рассматривают такие вопросы как: право человека быть самим собой; необходимость терпимости по отношению людям, непохожим на нас; право на уважительное к себе отношение; что такое «достоинство» человека; как защитить своё достоинство.

6. «Право на образование»

Из данной беседы ребята узнают, что такое образование, зачем оно нужно. Знакомятся с правом на образование.

7. «Право на собственное мнение».

Учащиеся знакомятся с правом каждого человека на собственное мнение, на свободу мысли и высказываний; рассматривают правила, как необходимо высказывать своё мнение, чтобы не обидеть других людей; обсуждают вопрос, всегда ли нужно высказывать своё мнение.

8. «Право на отдых»

Учащиеся выясняют, что такое отдых и зачем он нужен; знакомятся с тем, как  правильно отдыхать, как не нарушить право других людей на отдых.

9. «Органы по защите прав ребёнка»

На данном занятие ребята знакомятся с органами (службами), которые занимаются защитой прав ребёнка. Тема сложная для усвоения, однако, абсолютно необходимая, так как большинство детей младшего школьного возраста не имеют знаний по данному вопросу, не знают, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения их прав.
Для достижения наибольшего воспитательного эффекта каждое занятие из данной системы рекомендуется проводить с использованием электронного приложения  «Занимательное правоведение».

Электронное пособие «Занимательное правоведение» (Приложение 1)

 «Занимательное правоведение» – электронное пособие, направленное на правовое воспитание младших школьников.
Электронное пособие «Занимательное правоведение»  создано при помощи компьютерной программы MacromediaFlash.
Занимаясь по данному пособию, младшие школьники виртуально путешествуют по лесу в сопровождении  Мудрой Совы. Мудрая Сова – главный герой, который знакомит учащихся с их основными правами. Для того чтобы ознакомиться с темами, необходимо последовательно (начиная с первого) открывать свитки, которые Мудрая Сова всегда носит с собой в корзине. После каждого занятия Мудрая Сова предлагает выполнить задания для закрепления, обобщения и систематизации полученных знаний. Электронное пособие снабжено большим количеством наглядного материала, который облегчает понимание и усвоение материала.

Структура пособия:

Электронное пособие «Занимательное правоведение» включает в себя:

  • 8 занятий: 5 бесед знакомят учащихся с  основными правами ребёнка (право на жизнь, образование, уважительное отношение, собственное мнение, отдых), 3 направлены на повышение правовой культуры и грамотности младших школьников (права и обязанности, почему взрослые решили защищать права детей, органы по защите прав ребёнка);
  • задания для закрепления, общения, систематизации знаний (предлагаются после каждой изученной темы);
  • контрольный тест (Приложение 2).

Тест состоит из двух частей. В первой части учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос, вторая часть – открытый тест, где требуется ввести ответ на вопрос. После завершения работы над тестом выводится протокол (количество верных и неверных ответов),  дается качественная оценка работы.

Методические рекомендации по использованию электронного пособия «Занимательное правоведение»:

1. Электронное пособие «Занимательное правоведение» может использоваться как самостоятельно для осуществления правового воспитания, так и в комплекте со специально разработанными занятиями (Приложение 3).

2. Электронное пособие «Занимательное правоведение» может использоваться как для организации групповой работы в демонстрационном режиме (через проектор), так и для индивидуальной (ребёнок работает со своим вариантом пособия за отдельным компьютером).
Индивидуальная форма позволяет каждому ребёнку работать в своём темпе. Однако после индивидуальной работы необходимо проводить групповые беседы, дискуссии по изученной теме, так как правовое воспитание предполагает включение ребёнка в социум (группа, класс) для достижения необходимого результата.

3. При организации работы необходимо учитывать интересы, желания детей, так как осуществление правового воспитания возможно только в доброжелательной, доверительной обстановке на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

4. Каждую из тем данного пособия учитель должен сопровождать соответствующими комментариями для более прочного и осмысленного усвоения детьми предложенного материала.

5.  Каждая тема данного пособия содержит задания для закрепления, которые необходимо выполнять только после изучения соответствующей темы. Важно, чтобы ученик комментировали выбор того или иного варианта ответа, объяснял, почему он считает так, а не иначе. Это поможет учителю вовремя заметить ошибку и исправит её. Хорошо, если ошибку попробуют исправить сами дети, а учитель проговорит окончательный вывод.

6. Перед выполнением итогового теста необходимо объяснить детям, как выполняется то или иное задание. Тест выполняется каждым учеником самостоятельно после изучения всех тем.

Предложенная система внеклассных занятий прошла апробацию  на базе  НШД/С № 6 г. Оленегорска.  Занятия проводились 2 раз в неделю, использовались  совместно с электронным приложением «Занимательное правоведение». Дети проявили большой интерес к занятиям, с удовольствием принимали участие в играх, инсценировках, отвечали на вопросы Мудрой Совы, изготовляли газеты, буклеты, плакаты, в классе была создана модель правового микрогосударства «Непоседы».

Таким образом, можно сделать вывод, что использование данной системы внеклассных занятий способствует повышению уровня знаний о правах ребёнка, воспитанию правовой культуры младших школьников, осознанию себя как личности,  развитию интереса к изучению правовых вопросов.