Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Формировать интерес к слову; наблюдать за значением приставок.
  2. Развивать умение находить приставки в словах, различать приставки и предлоги.
  3. Воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную речь.

Оборудование:

  • мультимедиа, карточки;
  • пакет с телеграммой, рисунок-больница;
  • ТСО, лента приставок и предлогов.

Ход урока

- Добрый день, гостям. А вы, ребята, своими делами, активностью на уроке, знаниями покажете, на сколько вы гостеприимные. Поприветствуем друг друга улыбкой и начнём урок.

I. Проверка домашнего задания.

Пока проверяем домашнее задание, группа ребят (4 человека) выполнят работу по карточкам.

Спишите только однокоренные слова, выделите корень:

  • Вода, водный, провод, водянистый.
  • Снег, снежный, на снегу, снегопад.
  • Река, речной, реки, за рекой, речка.

- Прочитайте слова с приставками.

- Что такое приставка?

- Как пишется приставка?

- Чем является приставка в слове?

- Прочитайте слова с предлогами

- Что такое предлог?

- Как пишется предлог?

(Выявляем тему урока.)

Повторили, что такое приставка и что такое предлог. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (Учащиеся называют тему урока.)

Сегодня будем упражняться писать слова с одинаковыми приставками и предлогами, и будем учиться отличать их друг от друга, где приставка, а где предлог (стук в дверь, показываю телеграмму, читаю).

- Пропал наш урок, оказывается, в стране Грамматики заболели все приставки и предлоги. Что делать? Как им помочь? Отвезли их в больницу, всё перепуталось. Кто им поможет? Не знаете? (Мы поможем.)

II. Новая тема.

1. Давайте будем ставить всё на свои места (на доске записано предложение). Прочитайте предложение.

  • Ваня решил (по)бежать домой (по)тропинке через поле.

- Найдите слово с приставкой. Выделите приставку. Почему это приставка? Поставьте вопрос к слову «побежать». Какая это часть речи?

- А по тропинке, что не подходит?

- Почему предлог? (Вставим вопрос или слово.)

- В чём отличие? Как пишутся приставки со словами? А как пишутся предлоги?

- Записали в тетради дату, классная работа. Запишите это предложение, выделите приставку и пробел между предлогом и словом.

- Откроем учебник на странице 87 и ещё раз подтвердим свои выводы (прочитали).

- Что такое приставка? Предлог?

- Позвоню, как чувствуют себя больные? (Получше.)

- Ну что, будем помогать дальше?

2. Давайте вспомним сказку о приставках. В какой части речи пишется только приставка? (В глаголах.)

- Послушайте стихотворение и назовите слова с приставками (читают 2 ученика).

Где приставка, где предлог?
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного;
У глагола нет предлога.
Значит, прилетел, пошел,
Засолил, занёс, загнать-
Буду слитно я писать
По-часть слова!
По-предлог!
Вот и выучил урок!

(Показывают карточки со словами-глаголами и вешают на доску: прилетел, пошёл, засолил, занёс, загнать.)

- Запишите слова с приставками, приставку выделите.

- Прочитайте, какие слова вы написали и выделили приставку.

III. Физкультурная минутка.

Я иду и ты идёшь -1,2,3, (шагаем на месте)
Я пою и ты поёшь-1,2,3, (хлопаем в ладоши)
Мы идём и мы поём-1,2,3, (прыжки на месте)
Очень дружно мы живём-1,2,3, (шагаем на месте)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.

IV. Мультимедиа.

Учитель читает текст на экране (разобрать и записать).

- Проверим, какие слова вы списали с приставками?

- Прочитайте слова с предлогами.

- Позвоню, (пауза) больные улыбаются, благодарят вас за помощь.

V. Физкультурная минутка (для глаз).

Учитель устно перемещает снежинку по клеткам (например, на две клетки право, одна клетка вниз, три клетки влево т т.д.), а учащиеся глазами водят за снежинкой. По окончанию физкультурной минутки определить местоположение снежинки.

   

*

     
         
         

VI. Самостоятельная работа.

1 вариант:

  • Доверить.
  • Домашний.
  • Добежать.
  • Дождь.
  • Добрый.
  • Докрасил.

2 вариант:

  • Забрызгать.
  • Зал.
  • Зайчик.
  • Запел.
  • Закрасил.
  • Замок.

- Вам нужно выписать только слова с приставками и выделить их.

- Поменялись тетрадями, проверили и поставили отметку. (5-?,4-?)

- Коллективная проверка. 1в. Какая приставка во всех словах? (До.)

- Прочитайте слова.

- 2в. Какая приставка у вас во всех словах? (За.)

- Прочтите эти слова.

VII. Игра.

- Замените одним словом с приставкой (комментированное письмо).

  • Пропустить урок. (Прогулять.)
  • Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску. (Прибить.)
  • Начать исполнять песню. (Запеть.)
  • Отделить ножницами часть ткани. (Отрезать.)
  • Старое пальто сшить по другому. (Перешить.)
  • Сменить место жительство. (Переехать.)
  • Проглотить таблетку с водой. (Запить.)

- Ребята, а давайте отправимся в больницу и посмотрим, поправляются ли наши больные.

Открываем доску, на плакате рисунок-больница (рисунок 1), открываем двери в больнице, выходят приставки и предлоги. Сравниваем, что по написанию приставки и предлоги одинаковые, но при этом повторили, что приставки пишутся слитно, а предлоги – раздельно.

Рисунок 1

- Откройте учебник на странице 87, упражнение 139. Прочитайте задание и сравните с работой на уроке. Кому не понятно задание?

VIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Вам понравился урок?

- Что особенно понравилось?

Отметки за урок (с комментированием).

- Всем спасибо! Урок закончен.