Цели и задачи урока:
- Формировать интерес к слову; наблюдать за значением приставок.
- Развивать умение находить приставки в словах, различать приставки и предлоги.
- Воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную речь.
Оборудование:
- мультимедиа, карточки;
- пакет с телеграммой, рисунок-больница;
- ТСО, лента приставок и предлогов.
Ход урока
- Добрый день, гостям. А вы, ребята, своими делами, активностью на уроке, знаниями покажете, на сколько вы гостеприимные. Поприветствуем друг друга улыбкой и начнём урок.
I. Проверка домашнего задания.
Пока проверяем домашнее задание, группа ребят (4 человека) выполнят работу по карточкам.
Спишите только однокоренные слова, выделите корень:
- Вода, водный, провод, водянистый.
- Снег, снежный, на снегу, снегопад.
- Река, речной, реки, за рекой, речка.
- Прочитайте слова с приставками.
- Что такое приставка?
- Как пишется приставка?
- Чем является приставка в слове?
- Прочитайте слова с предлогами
- Что такое предлог?
- Как пишется предлог?
(Выявляем тему урока.)
Повторили, что такое приставка и что такое предлог. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (Учащиеся называют тему урока.)
Сегодня будем упражняться писать слова с одинаковыми приставками и предлогами, и будем учиться отличать их друг от друга, где приставка, а где предлог (стук в дверь, показываю телеграмму, читаю).
- Пропал наш урок, оказывается, в стране Грамматики заболели все приставки и предлоги. Что делать? Как им помочь? Отвезли их в больницу, всё перепуталось. Кто им поможет? Не знаете? (Мы поможем.)
II. Новая тема.
1. Давайте будем ставить всё на свои места (на доске записано предложение). Прочитайте предложение.
- Ваня решил (по)бежать домой (по)тропинке через поле.
- Найдите слово с приставкой. Выделите приставку. Почему это приставка? Поставьте вопрос к слову «побежать». Какая это часть речи?
- А по тропинке, что не подходит?
- Почему предлог? (Вставим вопрос или слово.)
- В чём отличие? Как пишутся приставки со словами? А как пишутся предлоги?
- Записали в тетради дату, классная работа. Запишите это предложение, выделите приставку и пробел между предлогом и словом.
- Откроем учебник на странице 87 и ещё раз подтвердим свои выводы (прочитали).
- Что такое приставка? Предлог?
- Позвоню, как чувствуют себя больные? (Получше.)
- Ну что, будем помогать дальше?
2. Давайте вспомним сказку о приставках. В какой части речи пишется только приставка? (В глаголах.)
- Послушайте стихотворение и назовите слова с приставками (читают 2 ученика).
Где приставка, где предлог?
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного;
У глагола нет предлога.
Значит, прилетел, пошел,
Засолил, занёс, загнать-
Буду слитно я писать
По-часть слова!
По-предлог!
Вот и выучил урок!
(Показывают карточки со словами-глаголами и вешают на доску: прилетел, пошёл, засолил, занёс, загнать.)
- Запишите слова с приставками, приставку выделите.
- Прочитайте, какие слова вы написали и выделили приставку.
III. Физкультурная минутка.
Я иду и ты идёшь -1,2,3, (шагаем на месте)
Я пою и ты поёшь-1,2,3, (хлопаем в ладоши)
Мы идём и мы поём-1,2,3, (прыжки на месте)
Очень дружно мы живём-1,2,3, (шагаем на месте)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
IV. Мультимедиа.
Учитель читает текст на экране (разобрать и записать).
- Проверим, какие слова вы списали с приставками?
- Прочитайте слова с предлогами.
- Позвоню, (пауза) больные улыбаются, благодарят вас за помощь.
V. Физкультурная минутка (для глаз).
Учитель устно перемещает снежинку по клеткам (например, на две клетки право, одна клетка вниз, три клетки влево т т.д.), а учащиеся глазами водят за снежинкой. По окончанию физкультурной минутки определить местоположение снежинки.
* |
||||
VI. Самостоятельная работа.
1 вариант:
- Доверить.
- Домашний.
- Добежать.
- Дождь.
- Добрый.
- Докрасил.
2 вариант:
- Забрызгать.
- Зал.
- Зайчик.
- Запел.
- Закрасил.
- Замок.
- Вам нужно выписать только слова с приставками и выделить их.
- Поменялись тетрадями, проверили и поставили отметку. (5-?,4-?)
- Коллективная проверка. 1в. Какая приставка во всех словах? (До.)
- Прочитайте слова.
- 2в. Какая приставка у вас во всех словах? (За.)
- Прочтите эти слова.
VII. Игра.
- Замените одним словом с приставкой (комментированное письмо).
- Пропустить урок. (Прогулять.)
- Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску. (Прибить.)
- Начать исполнять песню. (Запеть.)
- Отделить ножницами часть ткани. (Отрезать.)
- Старое пальто сшить по другому. (Перешить.)
- Сменить место жительство. (Переехать.)
- Проглотить таблетку с водой. (Запить.)
- Ребята, а давайте отправимся в больницу и посмотрим, поправляются ли наши больные.
Открываем доску, на плакате рисунок-больница (рисунок 1), открываем двери в больнице, выходят приставки и предлоги. Сравниваем, что по написанию приставки и предлоги одинаковые, но при этом повторили, что приставки пишутся слитно, а предлоги – раздельно.
Рисунок 1
- Откройте учебник на странице 87, упражнение 139. Прочитайте задание и сравните с работой на уроке. Кому не понятно задание?
VIII. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Вам понравился урок?
- Что особенно понравилось?
Отметки за урок (с комментированием).
- Всем спасибо! Урок закончен.