Цели урока:
- Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность учащихся.
- Приобщить учащихся к разнообразным формам и методам восприятия материала.
- Воспитывать любовь к предмету.
План урока:
- «Устная разминка».
- «Кто больше?».
- «Реши и угадай меня».
- «Открой окошки».
- «Египетский свиток».
- «Графический диктант».
- Работа по учебнику.
- Домашняя ассоциация.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Итак, мы сегодня займёмся занимательной математикой.
(План урока висит на доске, предварительно оформленный на плакате.)
Прежде, чем приступим к устной разминке, проверим выполнение домашнего задания в устной форме. Проверяются ответы примеров из домашней работы.
1. «Устная разминка».
1) Общая задача в стихах:
В нашем классе 2 Ивана,
2 Татьяны, 2 Степана,
3 Катюши, 3 Галины,
5 Андреев, 3 Полины,
8 Львов, 4 Саши,
5 Ирин и 2 Наташи
И всего 1 Виталий.
2) В полдень из Москвы в Орёл выехала грузовая машина со скоростью 60 км/ч. Часом позже из Орла в Москву выехал мотоциклист со скоростью 80 км/ч. Когда они встретятся, кто будет дальше от Москвы?
3) Электропоезд едет с востока на запад со скоростью 15 км/ч. Ветер дует с запада на восток со скоростью 30 км /ч. В какую сторону будет отклоняться дым от электропоезда?
4) Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за 1 час 45 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь?
2. «Кто больше?»
Соревнования по рядам, передают от одной парты к другой.
Арифметика ( ферма, фирма, метка, река, тема, рифма, метр, ритм, мир, тёрка, фара, кит, миф, риф и т. д.)
Тригонометрия (метр, гиря, метро, ринг, номер, три, тритон, тон, рог, ретро, тема, гонор, мир, ром, рот и т.д.)
Координата (род, тара, рот, тир, дар, рак, кит, кара, кот, ток, дата, тон, нота, рок и т.д.)
Привести пример:
Викторина – кит, рот, рок, вор, кино, ров и т.д.
3. «Реши и угадай меня» (письменно).
1) Из шкурок какого зверя шилась королевская мантия?
2) Самая большая ядовитая змея – это - …
3) Какой кошке преклонялись древние индейцы?
4. «Открой окошки» (на маленькой доске).
5. «Египетский свиток».
(Слегка сгоревший свиток выполнен на плакате)
В археологической экспедиции обнаружили обгоревший египетский свиток. Изучая его, учёные не сразу пришли к выводу, что знак «Идущие ноги» ставился в примерах вместо знаков «+» и «-». Затруднение было вызвано тем, что одно из равенств неверно. Расшифруйте свиток и найдите ошибку.
6. Графический диктант.
«Да » - « », « нет » - « __ ».
Верно ли утверждение:
а) 5/7 > 1/7;
б) 14/13 – правильная дробь;
в) 3/6 =1/2;
г) 2/3 – правильная дробь;
д) 19/11 < 18/11;
е) 10/10 = 1;
ж) 1/2 > 1/3;
з) 5/3 +2/3 = 7/6;
и) 4/9 – 1/9 =1/3.
Ответ:
7. Работа по учебнику.
8. Домашняя ассоциация (на доске).
1) Назовите ключевое слово, если оно ассоциируется со словами:
Солнце, монета, кольцо, обруч и т.д.
2) Найдите правило размещения чисел в полукругах и найдите недостающие числа.
9. Итоги урока.
Резервные задачи:
1) Это колесо (изображено на доске). В нём 12 спиц, сколько между ними промежутков?
2) А.С.Пушкин родился 26 мая 1799 года и жил 37 лет 6 месяцев 3 дня. Когда он умер?