Цели:
- Сформировать представление о внутренних водах Астраханской области.
- Развивать умения объяснять происхождение разных типов внутренних вод.
- Формирование информационных и коммуникативных компетенций уч-ся
Коммуникативные: навыки работы в группе, выступать с устным сообщением, владеть способами совместной деятельности в группе.
Информационные: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями (топонимический). Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера. - Развитие творческих способностей.
- Способствовать формированию гражданской позиции.
- Воспитание гражданина, патриота, занимающегося своим интеллектуальным развитием, бережно относящимся к природному наследию места, где родился и вырос.
Методы: исследовательский, практическая работа.
Средства: презентации, карты, атласы.
Форма проведения: защита творческих работ.
Технологии, применяемые на уроке:
- технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
- технология современного проектного обучения (элементы).
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
- Организационный этап
- Изучение нового материала
- Закрепление и обобщение
- Подведение итогов урока. Самооценка, анализ.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный этап
Проверьте, всё ли готово к уроку, тетради, контурные карты, атласы, ручки, карандаш.
Все мы разные. А что нас объединяет?
- Мы – жители Земли.
- Мы – жители России.
- Мы – живём в Астраханской области. Мы – астраханцы.
- Мы – волжане.
- Мы живём на Каспии.
- Мы живём в Иванчуге.
Это Родина. А какие чувства у вас вызывает слово Родина?
Любовь.
А чтобы любить, надо знать!
А что мы знаем о родном крае?
Что бы вы рассказали гостям? О каких достопримечательностях?
(Астраханский Кремль, лотос, гора Большое Богдо, озеро Баскунчак и т. д.)
Что вызывает вашу гордость? Чем можно гордиться?
Тема урока «Водный калейдоскоп» Как вы думаете, почему такое название?
Почему калейдоскоп? А что такое калейдоскоп?
Калейдоскоп [от греч. kalos — прекрасный, eidos — вид и skopeö — смотрю].
- Прибор в виде зрительной трубки, в которую вставлены под известным углом друг к другу зеркальные стекла и положенные между ними цветные стеклышки, отрезки цветной бумаги, бисер и т. п., которые при поворачивании прибора отражаются в зеркалах и создают разнообразные красивые узоры.
- перен. Быстрая смена мелькающих образов, впечатлений (книжн.).
А почему водный, вы уже, наверное, догадались?
Да, речь пойдёт о внутренних водах родного края.
Как в калейдоскопе мы видим созданные из цветных стёклышек разнообразные цветные картинки, так и на нашем уроке мы с вами увидим прекрасный водный мир родного края. А подготовили вы его сами.
"Водный калейдоскоп". Все участники подготовились на славу. Каждая группа представит презентацию о внутренних водах Астраханской области.
В конце урока мы определим победителей номинаций нашего урока:
- Лучшая презентация;
- Лучший дизайн;
- Лучший оратор;
- Лучший текстовый материал.
Лучшие работы примут участие в ежегодной школьной научно-практической конференции.
Прослушивая рассказы одноклассников, вы должны поставить оценки в лист оценивания.
Лист оценки выступлений.
Название работы | Ф. И. авторов презентации | Дизайн(оформление) | Текст | Защита(выступление) | Итоги |
Уникальное море-озеро | |||||
Великая русская река | |||||
Жемчужина Астраханской области | |||||
Подземные воды Астраханской области | |||||
Великая русская река | |||||
Уникальное произведение природы (Тинаки) |
Слушайте внимательно, так как вам предстоит ответить на вопросы.
Главный вопрос, на который мы должны дать ответ: В чём уникальность внутренних вод родного края?
2. Изучение нового материала.
Отгадать ребус про Волгу.
Выступление Яковлевой В. «Великая русская река» (презентация) [Приложение 1]
Практикум:
- Показать объекты на карте Астраханской области, карте России, карте полушарий.
- Нанести на контурную карту объекты.
Закрепление:
- Где исток Волги? Показать на карте.
- Где устье? Показать на карте.
- Каков режим реки? (замерзает в начале декабря, вскрывается в марте, весной половодье)
- Назовите главные рукава Волги? (Ахтуба, Бузан, Большая Болда, Камызяк, Старая Волга, Бахтемир).
Выступление Тамбаевой М. «Жемчужина Астраханской области» (презентация) [Приложение 2]
Практикум:
- Показать объекты на карте Астраханской области, карте России, карте полушарий.
- Нанести на контурную карту объекты.
Закрепление:
- Почему Баскунчак называют жемчужиной Астраханской области?
- Какие названия есть у озера?
- Почему его называют «морем слёз»?
- Какую ещё легенду вы знаете о происхождении озера?
Выступление Акоевой А. «Уникальное море-озеро» (презентация) [Приложение 3]
Практикум:
- Показать объекты на карте Астраханской области, карте России, карте полушарий.
- Нанести на контурную карту объекты.
Закрепление:
- Почему оно и море и озеро?
- Почему Каспийское море «Самое, самое»?
- Почему Каспийское море – бессточное?
- Астраханцы любят свой край. В этом вы убедились, прослушав презентации. В чём это проявилось? (услышали отрывки стихотворений) Отрывки стихотворений каких авторов прозвучали?
Что означают цифры?
- 1200 – км. Длина Каспия
- 371 – тыс. км². Площадь Каспия.
- 110 – км². Площадь Баскунчака.
- 600-2200 – м. Ширина Волги в А. о.
- 420 – м. Длина Волги в А.о.
- 3531 – км. Длина Волги.
- 10 – км. Ширина Баскунчака.
- 1025 – м. Максимальная глубина Каспия.
- 2,5-35 – м. глубина Волги в А.о.
Внутренние воды Астраханской области.
Название | Длина, км | Ширина, м | Глубина, м | Площадь, км² |
Каспийское море | 1200 | – | Максимальная – 1025 Средняя – 208 |
371 тыс. более 390 тыс. |
Волга (в пределах области) | 420 | 600-2200 | 2,5 - 35 | - |
Волга (в России) | 3531 | 1360 тыс. | ||
Баскунчак | 19,8 | 10 км | Скважина 257, Мощность залежи не менее 0,6 км |
110 |
Волго-Каспийский канал | 200 | 120 | 4 | - |
Игра «Почта»: Конверты «Каспий», «Волга», «Баскунчак», таблички с названиями, цифрами. Задание: отправить по назначению, т. е. положить в соответствующий конверт.
Где можно использовать ваши презентации? Возможные ответы учащихся:
Как путеводитель для туристов, на уроках в начальной школе, на уроках природоведения в 5 классе и на уроках географии в 6-7 классах.
Презентацию можно использовать для создания буклетов для туристов, также можно поместить информацию в Интернете. Таким способом можно привлечь к нам в Астраханский край туристов из разных стран. Это принесёт дополнительный доход в бюджет Астраханской области.
3-4. Подведение итогов. Обобщение. Самооценка. Анализ выступлений.
Давайте подведём итоги!
Я благодарю всех выступавших «специалистов».
Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока: В чём уникальность внутренних вод родного края? А какая задача стоит перед нами с вами?
Сохранить эту уникальность!
Рефлексия.
- Чем был необычен сегодняшний урок?
- Что было наиболее интересным на уроке?
- Чья презентация и чьё выступление вам больше понравились? Почему?
- Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень?
- Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
- Изменил ли что-то сегодняшний урок в вашем отношении к географии? А к себе? К товарищам?
Сдайте листы с оценками.
5. Домашнее задание:
- 1 группа: Составить кроссворд, используя понятия и термины темы «Гидросфера»,
- 2 группа: Подготовить выступления по своей презентации.
Спасибо за урок! Можете быть свободны!
Литература.
- Кирокосьян М.А. Топонимический словарь Астраханской области. Астрахань, 2007.
- Никифорова Н.А. Хрестоматия по географии Астраханской области. Астрахань, 1995.
- Никифорова Н.А. Всё «самое, самое, самое» Астраханского края. Астрахань, 2003.
- Никифорова Н.А., Протасевич Г.Н. Природа нашего края. Астрахань 1998.
- Русанов Г.М. Дельта. Волгоград, 1990.
- Астраханская энциклопедия. Редколлегия: Жилкин А.А., Мещеряков В.В., Викторин В.М. и др. Том 1. «Природа» Астрахань, изд-во «Кто есть кто», 2007.