Задачи:
- формирование знаний об особенностях экономического развития страны;
- формирование умения составлять графический конспект, символизирующий каркас;
- развитие кругозора учащихся, пробуждение интереса к изучаемой стране;
- формирование образа страны, как «сгустка» географических знаний
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта Австралии, ментальная схема-каркас Австралии, таблицы со словами -символами.
Домашнее задание: стр.230-231. задание №9 на стр.239. /задается в начале урока, после объявления темы/
План:
- Историческая справка. ЭГП
- Население.
- Ресурсы
- Отрасли специализации.
- Инфраструктура.
- Крупнейшие города.
Ход:
Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с хозяйственным развитием Австралии и найдем ответ на проблемный вопрос: Какова роль Австралии в МГРТ?
Австралия. Известно, что…
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне протекают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение…
Австралия – уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков.
С Австралией, с её природой мы знакомились, изучая географию материков. Давайте вспомним слова, которые возникают при упоминании Австралии/
/дети называют слова-символы. Учитель прикрепляет на схему Австралии таблички: аборигены, кенгуру, эвкалипт, бумеранг, крики, скрэбы/
Учитель: Сегодня на наш урок пришли юные исследователи истории Австралии, послушаем, какую историческую справку они приготовили.
/Включить музыкальный фон/
I. Историческая справка.
1 ученик:
Первыми людьми, заселившими Австралию, были племена аборигенов, которые прибыли на этот континент из Юго-Восточной Азии около 40 тыс. лет назад. Хотя китайские, малайские, индонезийские, арабские и др. мореплаватели, возможно, посещали северное побережье Австралии до 1000-го года нашей эры.
Старый Свет узнал о ней лишь в начале XIII в. До этого материк упоминался, как мифическая земля Терра Аустралис, которую искали многие мореплаватели. Первые европейцы сошли на ее берег в 1606г.с кораблей голландского капитана В. Янезона, а затем Тасмана.
В 1770 г. побережье Австралии исследовал Д. Кук. Он объявил эти земли владениями Британии и назвал Южным Уэльсом. 26 января (сейчас-День Австралии) 1788. в район будущей сиднейской бухты прибыла I английская экспедиция «Первый флот» в составе 11 кораблей во главе с губернатором А. Филлипом. На корабле прибыли заключенные. Долгое время Австралия служила местом ссылки уголовных преступников из Великобритании.
2 ученик:
К 1830г. Великобритания подчинила себе весь континент. Заключенных ссылали до 1840г. Но все больше прибывало сюда и свободных европейских поселенцев. Открытие в 1881г. месторождений золота привело к увеличению потока поселенцев. В начале XIXв. Европейские поселенцы начали продвигаться в глубь материка, занимаясь разведением овец, привезенных из Южной Америки.
В 1901г. 6 колоний объединились в Австралийский Союз, получили статус доминиона и право на самоуправление, но по прежнему оставались под властью британского монарха.
Во время Iмировой войны австралийские войска участвовали в боевых действиях в Европе. В память об этом установлен День АНЗАК (Австрало-Новозеландский экспедиционный корпус в Европе) 25 апреля, который отмечается и в Новой Зеландии.
В 1931г. – по Вестминстерскому статусу Австралия получила полную самостоятельность во внутренних и .
и внешних делах .
В 1986г. парламент страны принял закон Австралии, конституционно отделяющий ее от Великобритании.
В 90-хгг. лейбористское правительство начало претворять в жизнь идею превращения Австралии в республику. На референдуме 6 ноября 1999г. эта идея не получила большинства голосов.
И по сей день Австралия – независимое государство в составе содружества, возглавляемого Великобританией. Главой государства формально является английская королева ( носящая в стране титул королевы Австралии), представленная генерал-губернатором, которого назначают по рекомендации премьер-министра Австралии на 5 лет.
II. Население.
/По ходу объяснения на ментальную карту прикрепляются таблицы со словами-символами./
Учитель: - Австралия – самый малонаселенный материк, его население составляет около 18млн. чел. и самый слабозаселенный континент. Средняя плотность населения 2,5чел. км.2
Большая часть населения- 85%- сконцентрирована в городах, в том числе 60% в 5 «миллионниках»: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида. В городах Мельбурн в 1956г. и Сидней в 2000г. проходили олимпийские игры.
Столица – город Канберра – не самый крупный город страны, специально выстроен для выполнения столичных функций.
Австралия – страна иммигрантов. Около 4 млн. родилось заграницей, еще у 3,8 млн.австралийцев один или оба родителя родились вне Австралии. основная часть населения – потомки переселенцев из Европы – 90%( в том числе из бывшего СССР около 200тыс.)
/пример о выходце из Марий – Эл см. в «Марийской правде от 22.01.2005г./
В последние 2-3 десятилетия после того, как страна отказалась от политики «Белой Австралии» выросла доля азиатской миграции, около 7% населения имеют азиатское происхождение.
Коренного населения – аборигенов и коренных жителей около 400 тыс. чел. (2,1 %населения). Резко сократившись после европейской иммиграции на континент, аборигенное население восстанавливается и растет опережающими темпами. В последнее время правительство проводит политику « примирения» с аборигенами, стремясь устранить острые проблемы их существования рядом с европейской цивилизацией, несправедливость, допущенную по отношению к ним в прошлом, поддержать их самобытную культуру.
Официальный язык – английский, но свыше 2,5млн. чел. Дома говорят на итальянском, греческом, арабском, китайском, вьетнамском и др. языках. Всего в ходу 282 языка, в том числе 170аборигенных.
Зарегистрировано 92 религиозных верований, но преобладают христиане -70%.
До 50-х гг. образ жизни в Австралии ничем не отличался от британского. С тех пор культура страны обогатилась традициями, обычаями, кухней иммигрантов других национальностей.
Независимо от происхождения, у австралийцев очень развито чувство своей национальной принадлежности. Они сохранили дух европейских пионеров – первопроходцев. Люди, живущие в отдаленных районах на животноводческих фермах, сообщение между которыми возможно только при помощи самолета или вертолета, энергичны и обладают большой выносливостью, т.к. большую часть года живут в изоляции друг от друга и остального мира, то рады любой возможности пообщаться и отдохнуть от тяжелого труда скотовода. Здесь устраивают различные празднества с шуточными состязаниями (соревнования лесорубов, стригалей шерсти, соревнования по загону скота, скотоводские аукционы, ремесленные выставки, в Сиднее ежегодно – аукцион шерсти). Множество конных состязаний. Популярны: крокет, футбол, регби, плавание, серфинг, парусный спорт, водные лыжи и др. виды спорта.
Австралия – страна сплошной грамотности – 95%. Обязательным является обучение в школе с 6 до 15 лет. Для детей живущих на дальних фермах и скотоводческих ранчо. Расположенных часто за сотни километров от ближайшей школы, транслируют радио-уроки «воздушной школы», а так же используют видео аудио уроки. имеется 26 университетов и 2 университетских колледжа. В Канберре находится Австралийская Академия наук.
III. Ресурсы.
Учитель:
Австралия имеет огромные природные ресурсы мирового значения. Страна известна своими опалами. Опал – камень Австралии, т.к. 95% мировых запасов опала принадлежит Австралии. Благодаря крупнейшим запасам минеральных ресурсов Австралию относят к числу «великих горнодобывающих держав мира»
/По учебнику прочитать учащимся: стр. 230
«…Она входит даже не в «первую десятку», а в «первую тройку» стран по добыче угля, железной руды бокситов, урана, золота, алмазов. Еще выше ее доля в их экспорте. Именно здесь начинаются многие из главных морских «мостов»: бокситовый, железорудный, угольный, которые ведут главным образом в страны Азии и Европы.
IV. Отрасли специализации
Учитель:
Австралия входит в число ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции и сырья. /по учебнику прочитать учащимся: стр. 231
«Австралия занимает вне конкурентное первое место в мире по поголовью овец (130млн. или по 7 голов на каждого жителя страны), производству и экспорту шерсти. Она играет также заметную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином».
Учитель: Что, из себя представляет овцеводческая станция нам расскажет…
Ученик: Размеры «шипстейшинз» как правило очень велики: они занимают десятки и даже сотни тысяч гектаров, а самая большая станция имеет площадь более 2 тыс. км2., т. е лишь немногим уступает Люксембургу.
Поголовье овец на таких станциях достигает 10-20 тыс. и даже 50-100 тыс. голов. Здесь разводят преимущественно тонкорунных овец – мериносов австралийской породы, дающих шерсть самого высокого качества. В небольшом городе Гоулберне недавно установлен памятник овце – так называемый Большой Меринос.
Учитель: Итак, отрасли международной специализации: горнодобывающая
V. Инфраструктура.
В Австралии быстро развиваются информационные технологии – страна занимает одно из ведущих мест по числу компьютеров на душу населения: 350 на 1000 жителей, 25% семей подключены к Интернету.
Возрастающее значение приобретает иностранный туризм, который превратился в важнейший источник инвалюты.
Австралия имеет развитую транспортную систему: протяженность железных – 38,5 т. км., часто дороги используются для подвоза к морским портам сельскохозяйственной продукции, минерального сырья.
Протяженность автомобильных дорог – 900 тыс. Км., из них 350тыс.- с твердым покрытием, 14 тыс. км – скоростные шоссе федерального значения.
Протяженность внутренних судоходных путей – 8,4 тыс.км. все крупнейшие города имеют свои порты, плюс в каждом из 6 штатов есть еще 1 – 2 порта.
По стране протянулись нити газопроводов – 5,6 тыс. км, нефтепроводов – 2,5 тыс. км. Австралия – страна с очень интенсивным воздушным (внутренним и внешним) сообщением. Всего 400 аэропортов. Из них 262 имеют твердое покрытие, 11 аэропортов международного класса. Крупнейший аэропорт в Сиднее – в 1999г. перевез 22млн. пассажиров.
Учитель:
Обратите внимание что, составляя каркас страны из слов символов Австралии /в тексте они выделены/ я размещаю таблички в восточной, юго-восточной части материка.
Как вы думаете почему? /Ответы детей./
Вывод учителя:
Да, главный экономический район Австралии – юго-восточный. С него началась колонизация, здесь сконцентрировано 70% населения, сосредоточена основная часть промышленного и сельскохозяйственного производства.
/Пауза общения – фонограмма/
Здесь же находятся крупнейшие города. Давайте проведем перекличку городов.
/Выступление детей
VI. Крупнейшие города.
КАНБЕРРА
Входит в особую административную единицу – Австралийскую столичную территорию. Это город федеральных чиновников, образования и науки, специально построен для выполнения столичных функций. Здесь расположены основные учреждения федерального правительства, крупнейшие учебные и научные центры – Австралийский национальный университет, Организация научных и промышленных исследований Австралии (КСИРО) и др.
СИДНЕЙ.
Среди «столичных» городов Австралии крупнейший – Сидней (свыше 4 млн. жителей), столица штата Новый Южный Уэльс, один из ведущих финансовых центров А – Т региона, знаменит своей гаванью и ее отличительными знаками – мостом Харбор бридж (1932г.) и зданием оперы ( Опера-Хаус). Сидней – место проведения Олимпийских игр в 2000г.
МЕЛЬБУРН.
Постоянный соперник Сиднея за право называться экономической столицей страны. 3,4 млн.чел. Главный город штата Виктория, знаменит. проходившими в 1954г. Олимпийскими играми. До сих пор сохраняет влияние британской, в том числе парковой, архитектуры, известен своими ресторанами. Здесь особенно чувствуется влияние выходцев из Южной Европы – итальянцев и греков. Город место проведения крупнейших соревнований по теннису, регби, конному спорту.
БРИСБЕН.
1,6 млн. чел. Столица и крупнейший город «солнечного» штата Квинслет. Недалеко от него находятся курортные места восточного прибрежья – Золотой берег.
ПЕРТ.
Главный город Западной Австралии – ультрасовременный, растущий, финансово-экономический центр на западе.
АДЕЛАИДА.
1,1 млн. чел. Уютная столица Южной Австралии – главный промышленный центр этой части страны.
ХОБАРТ.
195 тыс.чел.. столица штата-острова Тасмания, сохранившая много образцов колониальной архитектуры I половины XIX века.
ДАРВИН.
Около 90тыс. чел. Столица северной территории, существенно отличается по своему тропическому колориту и знаменитому перевесу аборигенского населения.
Итоги урока:
Вывод: Роль Австралии в МГРТ – поставляет бокситы, железная руду, уголь, шерсть, пшеницу, мясо, сахар. Является центром туризма.
Оценки за работу на уроке.
Дополнительное задание на дом – вопросы викторины.
ВИКТОРИНА.
- Какие животные изображены на государственном гербе Австралии? /Страус Эму и кенгуру/
- Ехидна – 5 центов, птица-мирохвост – 10 центов, утконос – 20 центов. Что я перечислила? /Изображения на австралийских монетах/
- Какое слово объединяет пустыню и штат в Австралии? /Виктория
- Какой остров в Южной Австралии своих жителей «носит в сумке»? /Кенгуру/.
- Какой город в Австралии «дает молоко»? /Корова/
- Какое животное можно изобразить на гербе Австралии, поскольку оно в немалой степени определяет экономическое положение в стране? /Овца/.
- Столица Олимпиады 2000. /Сидней/.
- Медведь Австралии. /Коала/.
- Глава государства Австралии. /Английская королева/.