Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»;
- углубление знаний по литературе, проверка знаний сказок А.С. Пушкина;
- формирование умений внимательного чтения литературно-художественного произведения;
- формирование эмоционально-личностного отношения учащихся к выражению математических понятий посредством классических литературных произведений;
- - формирование целостного восприятия общей картины мира.
Оборудование: компьютер, портрет поэта, высказывания.
Ход урока.
I. Логическое задание.
Исходя из темы нашего урока, какое слово «лишнее» и почему?
- множитель;
- произведение;
- частное;
- сумма.
Лишнее слово - сумма.
Назовите компоненты: 1) умножения, 2) деления:
- множитель, множитель, произведение;
- делимое, делитель, частное.
II. Устное упражнение.
1) Найдите значение выражения:
1,5-(-3)
-2,5-4
-1/6:3
-2/7:7/5
-0,2-(-3)
2/3:(-5/3)
2) Определите произведение: -2-26-(-9)-(-1,3)- 14
80 • 90 • 4 • (-11) • (-12) • (-13) • (-15) • (-17)
Вывод:
(+)' (+) = (+) |
(-) : (+) = (-) |
(-) ' (-) = (+) |
(+) : (-) - (-) |
(+) ' (-) = (-) |
(-) : (-) = (+) |
III. Вступительное слово о А.С. Пушкине.
А.С. Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы 19 века. А.С. Пушкин родился 6.06.1799г. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать, произведения какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр.
Задание. Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
42 | -48 | 36 | 56 | -28 | -32 |
-49 | 35 | -54 | 45 | 40 | 24 | -63 |
X | -4 | 5 | -6 | -7 | 8 |
-6 | н | ь | а | с | к |
7 | к | У | с | п | 3 |
8 | и | и | к | 3 | ю |
9 | а | к | ш | а | б |
Ответ: сказки А.С. Пушкина.
Рассвет жанра сказки у А.С. Пушкина приходится на первую половину 30-х годов 19 века. М. Горький вспоминает: «Великолепные сказки А.С. Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».
Но мы не будем спать, а будем решать.
IV. Самостоятельная работа.
(по вариантам)
Зашифрованы 3 слова из сказки А.С. Пушкина.
Задание. Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
Вариант 1.
- -3,8-1,5
- -433,62 : (-5,4)
- -1 1/14-2 1/3
- 1 1/7 : (-2 2/7)
Номер задания | Р | о | е | м |
1 | 0,57 | 5,7 | 57 | -5,7 |
2 | 8,03 | 80,3 | 7,93 | -80,3 |
3 | -2 1/2 | 2 1/5 | 2,5 | -1,5 |
4 | 0,5 | 3,6 | -1/2 | 1/14 |
(море)
Вариант 2.
- 1,6-(-4,5)
- -135,2 : (-6,5)
- -1 7/8 • 1 1/3
- 1 2/3 • (-3 1/3)
- (-9,18 : 3,4-3,7)-2,1 +2,04
Номер задания | ы | б | а | к | Р |
1 | -0,72 | 7,2 | 0,72 | 72 | -7,2 |
2 | 20,8 | -2,08 | -20,8 | 20,08 | -0,208 |
3 | -2 | -2 1/2 | 32/9 | 2,5 | -2,4 |
4 | 15 | 57/8 | -55/9 | 3 | 8,7 |
5 | 1,14 | -13,44 | 4,14 | 11,4 | 6,7 |
(рыбак)
Вариант 3.
1. -5,8-(-6,5) 37,26 : (-9,2) 5 2/5 • (-1 1/9)
-1 3/4 : 5
6/7 • (-0.76) - 2,74 • 6/7 15,54: (-4,2)-2,5)- 1,4+1,08
Номер задания | Р | а | т | к | и | с |
1 | 0,37 | 3,77 | -57,7 | -3,77 | 47,7 | 37,7 |
2 | 4,05 | 4,5 | -4,05 | -4,5 | 0,45 | -0,45 |
3 | -1/6 | -6 | 52/45 | 6 | 1/6 | -5 2/13 |
4 | -1/3 | -53/8 | 5 1/16 | 53/8 | 1/3 | -53/8 |
5 | 3,5 | 3 | -3,5 | 6,8 | -3 | 4,15 |
6 | 8,68 | 7,6 | 9,6 | -7,6 | -3,7 | 9,76 |
(старик)
Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки.
Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель зачитывает отрывок из сказки:
Жил старик со своею старухою
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(Сколько всего лет жила эта семья у моря?).
Задача. В первый день старик поймал 5 3/5 кг рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной во второй день в 1/4 раза. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
- 53/5-1 У2 = 42/5 = 8 2/5 (кг)
- 53/5 + 8 2/5 = 13 5/5 = 14 (кг)
Ответ: 14 кг было поймано стариком за 2 дня.
V. Решение уравнений.
Название следующей сказки спрятано в сундуке под тремя замками.
Первый замок открывает первый ряд. Второй замок открывает второй ряд. Третий замок открывает третий ряд.
(Работа учащихся по рядам. Вызываются ученики по одному с каждого ряда к
доске, остальные — на местах).
I ряд | II ряд | III ряд |
Х* 3/5 = -9/10 | -7/4*у = 8/12 |
Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки:
Учитель читает отрывок из этой сказки.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Сколько всего людей вышло из моря?
VI. Вычислите значение выражения.
т/-7,2 = 5,3/3,6 т = -10,6