Цели:
- Познакомить учащихся с историей возникновения Красной книги.
- Сформировать представления учащихся о Красной книге Кубани.
- Развивать познавательный интерес, память, мышление.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать представления о необходимости охраны животного и растительного мира.
- Развивать умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: Красная книга Кубани, выставка книг по теме урока, работы учащихся (плетение из бисера), фотоиллюстрации с изображением растений, видеокадры растительного и животного мира Краснодарского края, презентация.
Ход урока.
1. Орг. момент. Подготовка к восприятию нового материала.
Работу на уроке мы начнём с занятия, которое приносит вам удовольствие, а вместе с тем развивает мышление и память. Итак, вашему вниманию предлагается кроссворд. Правильно ответив на все вопросы, вы прочитаете ключевое слово, а в процессе работы попытаетесь определить тему урока.
Слайд № 2.
- Самое крупное млекопитающее животное Краснодарского края.
- У какой птицы мешок под клювом? Санитар наших лиманов.
- Одноимённое с этой птицей название носит колодец.
- Самый первый цветок, который появляется ранней весной из-под снега.
- Обитатель степи, может только ползать, но укус бывает опасен.
- Цветок, олицетворявший у древних греков чистоту и красоту. Многочисленные лепестки, частично закрывая друг друга, напоминают белую розу.
- Назовите ключевое слово.
- Какое отношение имеет это слово к уроку?
- От кого мы должны беречь растительный и животный мир?
- О каких животных и растениях, указанных в кроссворде вы слышали?
- Находятся ли перечисленные животные и растения в нашем районе, крае?
- Какие?
Слайд № 3.
Слайд № 4.
- Часто ли их можно увидеть?
- Почему?
- Из каких источников можно узнать о жизни этих животных и растений?
- Сегодня у нас в гостях необычные книги. /Книги представлены учащимся/
- В чём необычность этих книг?
- Сможете ли вы определить тему урока?
- Почему книга имеет такое название?
- Как же возникла Красная книга? /Предположения учащихся/
2. История возникновения Красной книги.
Более 300 лет назад ночную тишину Мазовецких лесов, которые находятся в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам – мы теперь не узнаем. Когда он погиб, туров не стало в этих лесах. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. И люди повсюду на них охотились. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди.
В горных районах Краснодарского края, в Кавказском заповеднике можно ещё увидеть это редкое животное.
Слайд № 5.
Всего за 29 лет люди полностью уничтожили морских коров.
Слайд № 6.
Учёные всего мира стали бить тревогу. Они создали Международный союз охраны природы. Составили списки растений и животных, которым надо помочь в первую очередь. Потом списки создали в виде книги. Это и была первая Красная книга. В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё – красная, а страницы разноцветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные.
- Как вы думаете, для чего это было сделано?
На красных страницах – сообщение об исчезающих видах растительного и животного мира.
На жёлтых – сведения о видах, численность которых сокращается.
На белых – говорится о редких видах на Земле. На зелёных – сведения о видах, которые человеку уже удалось спасти. В нашей стране такая книга появилась в 1974 году. А в Краснодарском крае Красная книга издана в 1994 году.
На Кубани – 3000 видов растений.
Из них: 157 видов – редкие растения
100 видов - редкие животные.
3. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с.85).
Если вы были внимательны, мы называли сегодня самое крупное животное Краснодарского края. Что вы знаете о нём?
На 85 странице учебника помещён рассказ о зубрах. При чтении будьте внимательны, так как нам надо выяснить причину исчезновения этих животных.
- Почему на Земле зубров осталось небольшое количество?
- Кто виноват в этом?
- Как можно исправить такое положение?
Игровое упражнение «Узнай по описанию».
Сейчас вам будет представлен словесный портрет растения, которое вы наверное видели (подготовленный ученик рассказывает о лотосе).
- Как называется это растение?
Слайд № 7.
- В нашем районе существуют лотосы?
- Можно ли их рвать, чтобы украсить интерьер квартиры?
- А для гербария можно их срывать? Почему?
- Как же поступить, если очень хочется показать его друзьям, которые живут в другом городе?
- Если нельзя рвать лотос, можно срывать другие цветы и делать красивые букеты. Правильно ли я рассуждаю?
- Почему?
(Показ работ учащихся, которые заботятся о природе, не уничтожая её.)
- Дома подготовьте аналогичное сообщение о животном или растении, которое требует особого внимания.
- Выполнять домашнюю работу можно с задания, которое находится на 1 странице карточки.
Слайд №8.
- Найдите интересные факты о жизни этих растений и животных, расскажите о месте их обитания.
4. Работа в тетради (с.31)
- Можно ли по названию определить тех или иных животных, птиц?
- Попробуем выполнить такую работу в тетрадях по кубановедению на странице 31.
- Что помогло узнать птиц?
- Почему они занесены в Красную книгу?
- На странице какого цвета, вы бы разместили фотографии этих птиц?
- Что мы можем сделать для того, чтобы они не исчезли?
- Какие должны быть поступки людей, если они находятся на охоте?
- Как называют людей, которые варварски относятся к вылову рыбы, незаконному отстрелу птиц?
- Как мы должны вести себя в лесу?
-Почему гибнет лес, когда вырубают дуплистые деревья?
(в дуплах жили птицы)
- Какая из птиц обитает в нашем районе?
- Какую пользу приносит пеликан?
5. Экологический прогноз.
Вы уже знаете, что такое прогноз погоды. (Научное предположение о будущем состоянии погоды.) Но прогноз может быть и экологический.
Попробуйте выступить в роли эколога и рассказать нам, что может случиться, если …
- убивать лягушек и ужей;
- частые пожары в лесу;
- реки обмелеют;
- вырубят леса;
- оставлять мусор в лесу и водоёмах;
- ловить детёнышей зверей, птиц.
- давить насекомых.
6. Самостоятельная работа. (Работа на 2 странице карточки)
- Подведём итог нашей работы.
- Первая группа ребят будет определять, что угрожает растениям.
Слайд № 9.
вырубка леса | |
посадка растений | |
свалка мусора | |
р а с т е н и я | сбор букетов |
загрязнение водоёмов | |
охрана растений | |
пожары |
- Вторая группа определит, что угрожает животным, птицам.
разорение птичьих гнёзд | |
спасение детёнышей животных | |
ловля птенцов | |
ж и в о т н ы е | охота на редких животных |
охрана животных | |
браконьерство | |
пожары |
- Третья группа определит, что может сохранить жизнь животному и растительному миру.
- чистая вода
- загрязнение воздуха
- подкормка птиц зимой
- пожары
- загрязнение водоёмов
- спасение животных, птиц
- вытаптывание растений
- посадка леса
- беречь природу
- После проделанной работы экологи-эксперты определят правильность ваших решений. Правильные ответы подтверждайте сигнальной карточкой.
- Почему цвет сигнальных карточек красный?
- Должны ли мы сохранить живую природу? Почему?
- Существуют ли в нашем районе редкие виды растительного и животного мира? /Предположения учащихся/. - Недалеко от нашего города находится «Степной островок», где произрастают редкие растения.
/Вниманию детей представлен буклет с изображением птиц и кратким описанием./
- Постарайтесь узнать название населённого пункта, где находится «Степной островок» и какие растения там произрастают.
- Как же мы должны вести себя вне дома, находясь на природе?
7. Инсценировка рассказа «Сидел в траве кузнечик».
(по Ю.Аракчееву)
- Что можете сказать о поступках мальчиков?
- К чему приводит жестокое обращение ко всему живому?
- Вправе ли мы так поступать? Почему?
- Могут ли растения и животные защититься от необдуманных поступков людей?
8. Обобщение материала. Итог урока.
- Что надо делать, чтобы в дальнейшем прогноз был только хорошим?
- Что мы можем сделать для охраны растительного и животного мира?
- Для чего нужна Красная книга?
- Почему необходимо беречь всё живое?
- Можно ли представить нашу планету без растительного и животного мира?
Слайд № 10.
- Перефразируя известное всем высказывание «Всё в наших руках», мы можем с полной уверенностью сказать … «Природа в наших руках».
- Каких больше страниц по цвету вам бы хотелось увидеть в Красной книге в дальнейшем?
-Почему?