Цели:
- ознакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;
- развивать навыки правильного, выразительного чтения.
Задачи:
- обогатить словарный запас детей;
- развивать память, внимание, наблюдательность, воображение;
- прививать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна», книги кубанских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово.
Я – (Весна) – красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!
- Назовите ключевое слово.
- Определите литературный жанр произведения.
- Кто может сформулировать тему урока?
3. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию текста.
- Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)
- Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)
- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева.
Слайд № 2. (портрет А.Н. Плещеева)
2. Краткие библиографические сведения о поэте.
- Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.
3. Подготовка к восприятию текста (продолжение).
- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».
- По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?
4. Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.
- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?
- Что описывает поэт?
5. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.
- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.
- Толкование слова «лазурь».
(светло - синий цвет, синева)
4. Чтение стихотворения. Работа с текстом.
1. Первичная проверка понимания.
- Какие картины весны наблюдает поэт?
- С каким настроением говорит о них?
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
2. Работа над выразительностью чтения.
- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?
( лит. приём - олицетворение)
3. Выборочное чтение.
- Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?
- Что сказано о лесе и соловьях?
В поведении соловьев существуют интересные факты. Кто весной раньше прилетает, самки или самцы? Где обустраивают жилища? В какое время суток выводят звонкие трели? (Уч-ся даётся домашнее задание: найти информацию о птицах к следующему уроку)
- Какие приметы весны мы можем слышать?
- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы?
- Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?
4. Слайд № 3.
Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И. Чайковского.
- Что же удалось передать композитору этой мелодией?
(красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)
- Как называется такое состояние природы?
(пробуждение)
- Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?
- Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?
К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.
5. - Словесное рисование.
- Какие образы природы смогли бы вы отразить в своих картинах?
- Постарайтесь дома выполнить этот вид работы и подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники.
6. Слайд № 4.
Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна».
- Что вы видите на переднем плане?
- Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины?
(тает снег, ярко светит солнце…)
- Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?
- Что заинтересовало в этой картине?
- Почему автор дал картине такое название?
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новым материалом.
- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».
- О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?
1. Словарная работа.
- Что означает слово «сени»?
(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).
2. Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева
- Почему автор дал такое название?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Слышали ли раньше это произведение?
(Стих. звучит в фильме «12 месяцев»)
3. Самостоятельное чтение стихотворения.
(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).
4. Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.
- Радуется поэт приходу весны или нет?
- В каких строках это выражено?
- Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.
- Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?
- Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку написали для этого произведения? (Весёлую, задорную, грустную?)
5. Краеведческий материал.
- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?
- Догадались, почему автор дал стихотворению такое название?
- Является ли ласточка весенней птицей?
- Что вы знаете о них?
К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.
Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки.
В Краснодарском крае находятся не только эти виды ласточек, но и много других птиц, которые также охраняются законом. Большое количество птиц зимуют в нашем крае, так как им хватает корма и здесь сравнительно тёплые зимы.
- Почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?
- Какую пользу приносят птицы?
- Что нужно сделать, чтобы сократилось количество видов птиц, занесённых в Красную книгу?
6. Выставка книг. Произведения кубанских поэтов о природе.
(Фамилии поэтов можно прочитать или записать на доске).
Т. Голуб, Владимир Нестеренко, Иван Варавва, Кронид Обойщиков.
- Знакомы ли вам эти фамилии?
- Что общего в их творчестве можно найти?
- Чтение стихотворения В. Нестеренко «Весёлые почки».
Посмотри: на ветках почки.
Вот они надули щёчки.
Разобрал подружек смех –
Убегает с поля снег.
Он спешит, а им потеха –
Почки лопнули от смеха.
- О чём рассказал нам поэт?
- Чему так радовались почки?
- Что с ними случилось?
- Использует ли приём сравнения поэт?
(убегает снег…)
- Какое настроение у вас после чтения стихотворения?
- Почему?
- Предположите, что вдохновило поэта на сочинение стихотворения?
7. Мини – тест. Слайды № 5 – 8.
1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка».
А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?
Весна, зима, осень.
3. Название птиц из стихотворения «Весна».
Ласточки, воробьи, соловьи.
4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?
Природа, солнце, птицы.
8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы поработали на уроке?
- Какое стихотворение запомнилось?
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Появился ли интерес к поэзии?