Конспект прогулки "Мы — геологи". Подготовительная к школе группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи. Расширить знания о профессии геолога. Формировать представление о камнях, как части неживой природе. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание. Воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.

Оборудование. Камни разные по размеру, по форме, по цвету; ведерко; лупа, монета на каждого ребенка; корзина с мячами малого размера.

На кануне дети рассматривают энциклопедическую литературу на тему: “Горные породы” Скалы и ископаемые. А что у земли внутри? Вулканы и землетрясения. Горы. Формирование почвы. Рассматривание коллекции “Горные породы”.

Ход урока

Воспитатель рассказывает детям о том, кто такие геологи.

Дети, вы знаете кто такие геологи? (Выслушивает ответы детей.) Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Ребята, давайте представим, что мы геологи. И мы сейчас отправляемся в экспедицию (дети самостоятельно и быстро одеваются на прогулку). Наша задача добраться до определенного места (участок группы), найти камни- “самоцветы”. Путь будет трудный, прошу не отставать.

Дети строятся в одну колону и движутся вперед друг за другом выполняя различные упражнения

  • Ходьба на носках, в приседе, полуприседе, приставным шагом, спиной вперед;
  • Бег змейкой, на носках, широким шагом, галопом;
  • Преодоление препятствий: забраться на горку, спуститься с нее, перешагивание через дугу, подлезание под дугу прямо и боком, не касаясь руками земли, перепрыгнуть канавку;
  • Ходьба, упражнение на восстановление дыхания. (Воспитатель напоминает, как правильно дышать, вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом.)

Игра “Найди камни – “самоцветы” (Готовясь к игре, воспитатель заранее прячет камешки на участке. Предварительно сам “находит” такой камень). Воспитатель: Ребята посмотрите, какой я нашла красивый камень. Значит, мы не зря сюда пришли. Давайте разойдемся по всему участку и будем искать камни. Кто найдет камень, подойдет ко мне. (Дети расходятся по всему участку, ищут камни.) Ребята, к какой природе мы отнесем камни? (Ответы детей.)

Исследовательская деятельность. Воспитатель. Ребята давайте внимательно рассмотрим камни (дети рассматривают с помощью лупы друг у друга камешки). Все ли камешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Попробуйте найти абсолютно одинаковые камни. Что у них одинаковое? Они чем-нибудь отличаются? Можно сказать, что они одинаковые?

Вывод: камни разные по размеру, форме; встречаются одинаковые по цвету, рисунку, качеству.

Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки? Попробуйте поцарапать камень ногтем. Остался ли след?

Вывод: камни прочные, их не поцарапаешь ногтем.

Д/упражнение. “Подбери к предмету признаки, действия”. Воспитатель. Ребята что мы можем сказать о камне. Камень какой? (ответы детей) Камень что делает? (ответы детей).

Игра “Польза – вред”. Дети,давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни (строят дороги, здания, мосты и др.) Какой вред принести могут камни (навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.)

ОБЖ. Нельзя бросать камни, там, где играют дети, потому что можно навредить здоровью других людей, не желая этого. Запомните это правило.

Воспитатель. Мы продолжаем нашу экспедицию. В колонну по одному стройся! На первый, второй рассчитайся! (Дети делятся на две команды.)

Эстафеты:

  1. “Попади в цель”. (Из каждой команды дети по очереди бросают мяч стараясь попасть в колесо, колеса лежат на земле ).
  2. “Кто быстрее?” (первый ребенок бежит, берет камень, лежащий на песке, кладет в ведро, бежит, передает ведро следующему ребенку, сам становиться позади).
  3. “Чья команда быстро и правильно выложит букву” (одна команда выкладывает из камней букву А, другая У).

Воспитатель дает оценку каждой команде. Молодцы, ребята, вы все сильные, смелые, выносливые юные геологи. Посмотрите, как много камешков и все они разные. Давайте их соберем в ведро.

Труд. Дети собирают на участке камешки для коллективной работы.

Строительство домов из разного природного материала (песок, ветки, солома, камни), подвести детей к тому, что самый прочный дом из камня.

Воспитатель. Дети пора нам возвращаться в детский сад.

Последующая работа:

В группе оформить выставку “Наши находки”.
Рисование на тему “Камни бывают разные”.
Проведение сюжетной игры “Геологи”.

Используемая литература

  1. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. “Просвещение” 2002.
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы. М. 2009.
  3. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. Санкт-Петербург 2009
  4. Емельянова М.Н., Колтунова И.Р.Исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира. Екатеринбург 1999.
  5. Большая энциклопедия для дошкольника. ОЛМА-ПРЕСС 2000
  6. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.2003.