Повторение и обобщение по теме "Химическая связь. Строение вещества"

Разделы: Химия


Цели:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, о типах кристаллических решеток с точки зрения строения атома, о степени окисления, о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Развивающие: способствовать проявлению творческих способностей учащихся, умению одновременно самостоятельно и в коллективе работать над поставленными задачами, умению устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ.

Воспитательные: развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.

Метод:

Самостоятельная и коллективная работа на уроке.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация “ Химическая связь.(приложение1) Строение вещества”, модели кристаллических решеток, Периодическая система.

Ход урока

(компьютерный урок)

I. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап или Этап подготовки к активному закреплению знаний.

Слайд 1. Мотивационный слайд. Перед учащимися ставится цель урока:

повторить виды химических связей, типы кристаллических решеток, степень окисления, окислительно-восстановительные реакции, расстановку коэффициентов методом электронного баланса.

Слайд 2. Виды химической связи. Пустой. За текстом ученика появляется анимация видов химической связи.

Слайд 3.На слайде вопросы, на которые отвечают учащиеся устно.

Охарактеризуйте виды химических связей: К.Н.С. - это …

К.П.С. - это …
И.С. - это …

Слайд 4. I.Выпишите формулы веществ: 1.с К.Н.С. 2.с К.П.С. 3. с И.С.

H2O, Br2, CO2, H2S, NaF, H2, Cu, CS2, MgO, C, KCl

Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После каждого ответа проявляется на слайде правильный выбор.

III. Изобразите механизм образования связи в веществах:

1. Cl2 2.NH3 3.NaF

К доске выходят три ученика, остальные выполняют задание в тетради. После каждого ответа проявляется на слайде правильный выбор.

Слайд 5. Определите вид химической связи: NH3, P2O5, MgS, F2, NaCl, Al2O3.

Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После каждого ответа проявляется на слайде правильный выбор.

Слайд 6. Какая из молекул соответствует схеме:   ? F2, O2, H2, N2

Тестовое задание с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После ответа проявляется на слайде все электронные формулы, и учащиеся проверяют, какая формула верная, а какие не подходят к предложенной схеме.

Слайд 7. Типы кристаллических решеток. Пустой. За текстом ученика появляется анимация типов кристаллических решеток.

Слайд 8. Какая существует взаимосвязь между видом связи, типом решетки и физическими свойствами. Виды связи и типы решеток. Слад пустой. За текстом ученика появляется анимация: виды химической связи —> типы кристаллических решеток —> примеры веществ.

Слайд 9. Определите тип кристаллической решетки: NH3, P2O5, MgS, F2, NaCl, Al2O3.

Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После каждого ответа проявляется на слайде правильный ответ.

Слайд 10. Учащимся предлагается вспомнить основные понятия, связанные с окислительно-восстановительными реакциями:

  • Дайте определение степени окисления
  • Окислительно-восстановительная реакция
  • Окисление
  • Восстановление
  • Окислитель
  • Восстановитель

Слайд 11. какая реакция является окислительно-восстановительной?

H2SO4 +Na2O —> Na2SO4 + H2O

SO3 + H2O —> H2SO4

2SO2 + O2 —> 2SO3

Н2S + O2 —> H2O + S

Тестовое задание не с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Одновременно с ответом учащегося проявляются на слайде степени окисления в каждой реакции и учащиеся проверяют, какая реакция ОВР, а какие не ОВР.

Слайд 12. Определите в каком веществе степень окисления серы равна +4:

H2SO4 SO3 SO2 H2SO3

Тестовое задание не с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Одновременно с ответом ученика проявляются на слайде степени окисления в каждой формуле и учащиеся могут увидеть, что таких веществ два.

Слайд 13. Какой коэффициент перед формулой окислителя?

Al + O2 —> Al2O3

Тестовое задание с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Последовательно с ответом ученика появляются на слайде его рассуждения. Итог – один из четырех ответов.

Слайд 14. Какой коэффициент перед формулой восстановителя?

P + Cl2 —> PCl3

Тестовое задание с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Последовательно с ответом ученика появляются на слайде его рассуждения. Итог – один из четырех ответов.

Cлайд 15. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

Fe2O3 + NH3 —> Fe + N2 + H2O

Вызванный ученик устно проговаривает то, что после его слов появляется на слайде.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 16. Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к 1 слайду). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким?

V. Домашнее задание.

Каждый ученик получает домашнее задание на отдельном листочке. Поработайте с заданиями, повторите определения, чтобы на следующем уроке успешно написать контрольную работу по теме: “Химическая связь. Строение вещества”.