Цели урока: повторить и систематизировать знания о глаголе.
Задачи урока:
Образовательные
- Повторить и обобщить знания морфологического разбора глагола.
- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических умений и навыков.
Развивающие
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);
- развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную устную и письменную речь.
Воспитательные
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка цели.
Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает расскажет
Чертит, пишет иль поет.
(Глагол)
Тема сегодняшнего нашего урока: “Обобщение знаний о глаголе”.
II. Сейчас мы разделимся на две команды.
Проведем игру: “Вставь букву”.
На доске записаны в два столбика слова:
М…даль | М…сква |
об…ронять | подв…г |
с…лют | г…рой |
п…бедил | праз…новал |
св…бодный | к…мандовать |
арм…я | с…лдат |
Назовите только глаголы.
На какой вопрос они отвечают, что обозначают, как изменяются, как отличить глагол прошедшего времени от настоящего, на какие вопросы отвечает глагол неопределенной формы, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе, от чего зависит род глагола в предложении, что придает глаголу отрицательный смысл, как пишется -не с глаголами?
Устно составьте предложения с одним из глаголов, проведите морфологический разбор глагола.
Подведение итогов, оценка каждой команде.
Что общего у этих глаголов? (Тема мира и войны)
III. Приближается главный праздник страны.
Назовите его. (На плазменной панели иллюстрация 1 “День Победы”)
Беседа по содержанию иллюстрации.
IV. А сейчас дети, составите из данных слов предложения, а из предложений текст, озаглавив его.
Вспомните признаки текста.
На столах каждой команды лежат карточки
Двум командам даны задания
1-ая команда
Скоро, над, победы, мы, фашизмом, будем, годовщину, праздновать
за, народ, Родину, советский, сражался, самоотверженно
освободительная, Великая, война, закончилась, нашего, полной, народа, победой
люди, помнить, всего, мира, будут, героев
2-ая команда
И, днем, огонь, и, ночью, у, стены, Кремлевской,
горит
Неизвестного, к, могиле, тихо, люди, солдата,
подходят
замерли, почетном, солдаты, карауле, в
страны, они, подвигу, поклониться, идут, нашей,
воинов
Дети зачитывают составленные рассказы.
Задание: каждая команда записывает в тетрадь свой текст, и указывает над каждым глаголом время, число.
Проверка и оценка работы каждой команде.
V. Физ. Минутка.
Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Тихо сели. Продолжим урок.
VI. Ребята, кто знает пословицы о мире. Назовите их.
Следующее задание такое: “Закончи пословицы”
На плазменной панели высвечиваются слова:
1)Мир строит, а…..
2)….., а слабый погибает
Что можно сказать про глаголы?
(Cлова – антонимы: строит – разрушает, побеждает – погибает)
Объясните значение данных пословиц.
VII. А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру.
Игра: “ Найди лишнее слово”
Не победили, разгромили, отстояли, одержали (“не” с глаголами пишется раздельно)
Не сломить, не завоевать, гордиться, чтим (глагол настоящего времени)
Обороняет, командовал, освободил, празднует. (Звуков больше, чем букв)
VIII. Ребята прочитайте стихотворение о мире.
Запишите только глаголы, выполните звукобуквенный анализ.
IX. Подведение итогов урока:
Чем занимались?
Что понравилось на уроке?
Обе команды очень старались. Назвать активных участников урока.
Выставление оценок.
Вручение шоколадных медалек ученикам.
X. Домашнее задание
.Написать сочинение на тему: “Мой родственники в годы Великой Отечественной войны”.