Этапы.
Подготовительный:
– постановка проблемной ситуации;
– определение объектов изучения;
– подготовка камешков, песка, почвы, инструментов и материала для исследования и экспериментирования;
– подбор игр, рассказов и стихов, загадок на заданную тематику;
– изготовление моделей для дидактической игры “ Дерево ресурсов”;
Исследовательский:
– изучение происхождения окружающих нас вещей и подведение детей к выводу о том, что материалы, необходимые нам для изготовления различных предметов, мы так или иначе получаем из земли;
– изучение происхождения и свойств песка;
– поиски любимого камешка совместно с родителями на море в выходной день;
– рассматривание камешков;
– изучение почвы, собранной в разных местах и ее структуры– экспериментирование.
Этап создания продукта по проекту:
– создание фантазийных композиций из морских камешков;
– составление рассказа “Как я нашел свое любимый камушек”;
– рисование пальчиком на песке;
– рисунки и письмо детей для планеты Земля.
Заключительный:
– обобщение результатов работы;
– оформление выставки рисунков.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют начальное представление о геологических процессах, бережно относятся к живой и неживой природе, стараются искренно выражать свои мысли и чувства по отношению к нашей планете и ее обитателям, проявляют интерес к исследовательской деятельности.
Способы организации работы:
– принцип добровольности участия;
– работа проводится в организованное время и во время прогулки ;
– воспитанники работают под руководством педагога;
Работа по проекту оценивается:
– конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР);
– родителями воспитанников.
Практический выход:
– оформление выставки “Письмо планете Земля”.
Рабочая программа
Тема | Краткое содержание |
1. “Незнайка на необитаемом острове”. | Чтение письма от Незнайки и постановка проблемы. |
2. “Дерево ресурсов”. | Дидактическая игра с моделями ( дети закрепляют истоки происхождения окружающих нас вещей). |
3. “Поиск любимого камешка”. | Родители совместно с детьми в выходные дни занимаются поиском самого красивого камешка. |
4. “Как я нашел свой любимый камешек” | Составление детьми рассказа. |
5. Фантазийные композиции. | Создание детьми фантазийных композиций из морских камешков. |
6. “Путешествие песчинки к морю”. | Чтение экологической сказки. |
7. “Море волнуется”. | Подвижная игра. |
8. “Занимательное песковедение”. | Рассматривание песчинок через лупу. Рисование пальчиками на песке. |
9.“Земляные детективы”. | Сбор почвы в разных местах на территории детского сада. |
10.“Воздух в земле”, “Что лучше пропускает воду”. | Изучение почвы , собранной в разных местах и ее структуры через увеличительное стекло. Экспериментирование с почвой, песком и глиной. |
11.СказкаНатальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”. |
Чтение сказки о происхождении почвы. |
12. “365открытий” Королева А. Кученева Г.(С.179). | Чтение письма детям от планеты Земля. Создание рисунков и ответного письма от детей. |
Диагностическая таблица ( на начало проекта и конец проекта)
№ | Фамилия имя ребенка |
Свойства предметов (из чего сделаны) |
Из чего состоит почва |
Как образуется песок и верхний слой почвы |
Свойства песка, глины, почвы. |
Зачем нужны почва, песок, глина. |
2 этап. Постановка проблемы.
Приходит письмо от Незнайки. (Автор Мочалова С.В.)
“Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам удивительную историю, которая произошла со мной во время путешествия по морю.
Я плыл на корабле, как вдруг, налетел ураган, начался шторм и наш корабль разлетелся на мелкие кусочки.
Море вынесло меня на необитаемый остров. Вокруг были только деревья и горы. Сначала я подумал, никто никогда меня не найдет и я погибну. Но потом, решил, что вокруг много всего такого, что мне поможет. И это все создала природа.
Из поваленных деревьев и больших камней я построил себе небольшую хижину. Собрал из сухих веток и травы кровать, камни стали для меня столом и стульями. Я накопал глины и сделал себе посуду. С помощью палочки и камня методом трения добыл огонь и обжег посуду.
На острове я нашел много всего съедобного: плоды деревьев, ягоды и грибы. В глубине острова я обнаружил чистый ручей и поле с пшеницей. Собрав зерна и перетерев их между камнями, я получил муку, добавил воды и испек себе лепешки.
Природа помогла мне выжить и вскоре меня нашли на острове. Я вернулся домой и решил поделиться своими впечатлениями – написать вам письмо.
Я понял, что самое главное – никогда не унывать. Нас окружает удивительный мир Природы, который не только помогает нам питаться, одевает и обувает нас, он еще радует своими красками и превращениями.”
Вопросы.
Что случилось с Незнайкой?
Что помогло ему выжить на острове?
Откуда он брал все то, из чего сделал дом, мебель,
еду?
Чем природа помогает людям?
Путешествие Песчинки к морю
Часть I. Высокие горы зимой.
Высоко в горах реки и ручьи начали замерзать перед приходом зимы. Золотые листья осин, кружась, медленно опускались на берег. Теперь белокурые деревья стояли совсем раздетые под голубым небом. Скалистые гранитные пики Высоких гор уже были покрыты глубоким снегом. На уступе, где росла корявая, сучковатая сосна, устроился маленький камушек по имени Песчинка. Гладкий с одной стороны и шероховатый с другой, этот камешек был размером с ноготь твоего большого пальца. Он отломился от большого горного валуна и застрял в трещине когда-то давным-давно. Год за годом маленький камушек наблюдал смену времен года. Но позднее, по мере того как сосна росла, Песчинка заметила, что ее родная трещина становится все шире и шире и Песчинка уже не так крепко зажата между скалами. Она была немного растеряна и начала раздумывать, останется ли она здесь навсегда или нет.
Часть II. Весеннее путешествие по реке
В один прекрасный весенний день, когда солнце было высоко в небе и согревало своими горячими лучами снег, струйка воды прокралась под Песчинку. Она немножко пощекотала Песчинку, и та улыбнулась, радуясь весеннему теплому солнышку. Постепенно день становился все жарче, и маленькая Струйка превратилась в бурный ручей. К огромному недоумению Песчинки, ее подхватило потоком, вынесло из родной трещины и понесло прочь от гранитных скал.Бум! Бах!!! Песчинка кувыркнулась вниз с большого ревущего водопада. Однако уже через две секунды она, немного ошеломленная событиями, опустилась на дно глубокого пруда. Она едва успела перевести дыхание, как ее вновь понесло течением вниз по бушующей реке. Она прыгала через встречающиеся на пути пороги, стукаясь о камни, и постепенно спустилась с Высоких гор к холмам у их подножия.
Часть III. Отдых на морском берегу
Летом и осенью.
Спустя некоторое время, проплыв много километров, Песчинка прилегла отдохнуть на небольшом пятачке у берега реки недалеко от моря. Весной вокруг нее распускались тигровые лилии, а летом туда-сюда сновали стрекозы. Во время засушливых осенних месяцев река уменьшилась до узкого ручейка, оставив Песчинку сохнуть далеко от воды. После такого удивительного путешествия Песчинка полагала, что может позволить себе остаться здесь на некоторое время и немного отдохнуть. Она уже с трудом могла вспомнить свою старую трещину, ведь с тех пор она увидела столько разных интересных мест.
Когда пришла зима, Песчинка стала мерзнуть в ночном холоде. Порядочно поизносившись и обтесавшись за время длинного путешествия вниз по реке, она чувствовала себя немного измученной. Но она не очень печалилась, потому что бриллиантовые небеса сияли миллиардами разноцветных звезд. В одну особенно тихую ночь она много часов пристально глядела на ослепительно серебристую круглолицую луну. Ранним утром на рассвете она услышала далекий шум океана.
Часть IV. Зимний шторм
Бум! Бамс! Всего лишь шесть часов спустя океан внезапно оказался у ее ног. В это время был прилив и волны зимнего шторма быстро, и тяжело накатывались одна за другой. Дождь колотил по поверхности разбушевавшегося океана. Еще до того как Песчинка поняла, что с ней происходит, она была смыта волнами в море и попала в огромное месиво из камней и песка. Она едва успела взглянуть в последний раз на место, где отдыхала, ставшее теперь таким каменистым и голым, совсем без песка. Ударяясь и перемалываясь, камни обрушивались друг на друга в открытом море. Кусочек за кусочком от Песчинки откалывались частички, до тех пор, пока наша Песчинка не стала маленькой-премаленькой. День за днем она кувыркалась в огромном океане, то танцуя на бурлящих прибрежных волнах, то погружаясь в темную бархатную глубину.
Часть V. Кучи водорослей весной
Целый месяц небеса оставались мрачными, и почти все время шел дождь. Но наконец шторм утих. Песчинку вынесло обратно на пляж вместе со многими другими песчинками. Она застряла в большой куче бурых водорослей. Волны занесли ее далеко за линию прибоя вместе с вынесенными на берег корягами. Ей стало интересно: быть может, это была ее старая подруга — корявая сучковатая сосна?
Постепенно солнце становилось все жарче, и водоросли, делаясь все тоньше и тоньше, начали гнить. Песчинка слегка застряла на этом месте, но зато здесь было много посетителей. Мухи, крабы обгрызали водоросли, в то время как береговые птицы бродили поблизости. Песчинке казалось, что на куче водорослей идет постоянное пиршество. Там, в океане, под водой, другие песчинки ждали своего часа на отмелях, чтобы тоже оказаться здесь, на пляже.
Часть VI. Летний пляж
Постепенно дни становились все длиннее, и весна уступила место лету, а пляж опять стал широким и покрылся толстым слоем песка. Водоросли высохли, и Песчинка скатилась с кучи водорослей прямо на пляж. Люди и собаки проходили мимо, перемешивая песок. Песчинка прилипла к чьему-то башмаку и вскоре снова оказалась у кромки океана. Волны теперь были нежными и шли на большом расстоянии друг от друга. Во время прилива Песчинку подхватило и, тихо покачивая, понесло прибрежным течением. Так Песчинка дрейфовала, влекомая океаном, двигаясь на юг, и ей не оставалось ничего другого, как просто следовать течению.
К концу лета Песчинка незаметно продвинулась на несколько километров от пляжа и кучи водорослей. Теперь она оказалась рядом с маленьким прибрежным городком на большом материковом мысе. Береговое течение подхватило ее и вытолкнуло на берег прямо рядом с девочкой, которая строила песочный замок. Детская лопатка подняла Песчинку и — шлеп! — опустила на дно ведерка. Опять — шлеп! — и Песчинка вывалилась из ведерка на самую верхушку замка. О как чудесно! Она чувствовала, как ребенок улыбается, и была рада побыть здесь, по крайней мере, некоторое время.