Цель урока:
- познакомить с новым письменным приёмом сложения двузнач-ных чисел с переходом через десяток, закрепляем умение решать примеры изучен-ного вида, закрепляем умение решать задачи;
- развитие логического умения, вни– мания, развитие правильной математической речи; развитие навыков устного сыёта, развитие интереса к предмету;
- воспитание дружбы между детьми, умение прийти на помощь товарищу в трудную минуту, воспитание чувства взаимовыручки.
Оборудование: тетради, ручки, учебники, магнитофон, аудиокассеты, рисунок колобка, петуха, зайца, медведя, белочки, лента “числового ряда”, “ключ” к решению примеров, карточки с примерами, “светофорики”, корзина с муляжами грибов, табли– ца со схемой краткой записи задачи.
Ход урока
I. Организационный момент:
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок
Будем все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня опять
Смекать, отгадывать, решать.
– Сегодня на уроке математики вас ожидают удивительные приключения. Мы отпра-вимся с вами в сказку, но не обычную, а математическую. Во время путешествия вы встретите много трудностей и надо быть готовыми прийти на помощь товарищу. Путешествуя по сказке, вы покажете, как умеете решать, логически мыслить, как ус-воили изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 и познакомитесь с новым приёмом сложения двузначных чисел (на доске выражение в столбик 37 + 48, ответ закрыт).
– Давайте запишем дату нашего путешествия. Откройте тетради, запишите число, классная работа. И так отправляемся в путешествие.
II. Устный счёт.
– Испекла баба Колобок. Положила его на лавку студить, а он – прыг на окно, с окна – на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по двору, а навстречу ему Петух бежит, торопится, крыльями машет, (на доске появляется Петух)
– Что случилось Петушок? – спрашивает Колобок.
– Да появились в нашей семье малыши – цыплята, есть просят, а хозяйка насыпала пшено, но зёрнышки не простые, а числовые и чтобы их расколдовать, нужно продол-жить этот числовой ряд (на доске числовой ряд)
1 3 7 13 21 … … …
– Задумался Колобок, помогите ему, ребята. – Спасибо, ребята, помогли Петушку и Колобок покатился дальше (звучит полька).
III. Подготовка к новому материалу.
– Катится Колобок дальше, а тут его Заяц чуть с ног не сбивает (на доске рисунок Зайца)
– Куда торопишься, Косой? – спрашивает Колобок. – Да от Лисы убегаю, – отвечает Заяц.
– А почему петляешь?
– Следы запутываю.
– Нужно сделать эти математические выражения круговыми, прочитав, их математи-ческим языком.
– Интересно, – подумал Колобок, а я смогу это сделать? И решил попробовать. Да и запутался. Давайте, ребята, выручать Колобка. (Проводится игра “Круговые примеры”. На доске карточки с числовыми выражениями. Каждый новый пример, является ответом предыдущего)
15 – 7 | 12 – 3 | 9 + 7 | 13 – 9 | 4 + 7 | 6+ 9 11– 5 |
8 + 4 | 16 – 9 | 7 + 6 |
-Ух, еле выбрался, – вздохнул Колобок. Спасибо, вам ребята, за помощь. Колобок покатился дальше. (Звучит музыка).
IV. Повторение пройденного.
– Катится Колобок, катится, песни распевает, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну. И вдруг увидел…
– А кого увидел Колобок узнаем если правильно найдём значение данных выраже – ний (на доске записаны в столбик числовые выражения)
76 – 43 | 54 + 23 | 65 – 24 | 14 + 55 |
81 + 17 | 76 – 64 | 46 + 32 |
– Проверим, если вы правильно нашли значение выражений, то узнаете с кем встре – тился Колобок.
Ключ
41 |
77 |
12 |
78 |
33 |
98 |
69 |
д |
е |
д |
ь |
м |
е |
в |
(На доске появляется рисунок медведя)
– Молодцы, ребята, хорошо усвоили приёмы сложения и вычитания. – Вы устали? Давайте отдохнём.
Физминутка.
У медведя дом большой. | Руки вверх, потянуться. |
А у зайца – маленький. | Руки вниз, присесть. |
Наш медведь пошёл домой, | Ходьба на месте, вперевалочку. |
А за ним и заинька. | Прыжки на месте. |
Мы зверяток провожаем, | Маршируют. |
И урок наш продолжаем. | Садятся на место. |
– Ребята, а Медведь принёс Колобку задание. Найти значение ещё одного выражения. 37 + 48 (на доске выражение, записанное в столбик)
-Задумался Колобок, но выполнить задание не смог.
– Ребята, найдите значение этого выражения.
– Почему не решаете?
– В чём трудность?
IV. Новый материал.
1). Сравнение выражений.
– Чем отличается это выражение от предыдущих? (При сложении единиц получается двузначное число).
– Есть ли у вас предположение, как можно найти значение данного выражения?
– Может кто – нибудь составит алгоритм такого сложения? (ответы детей. Если дети затрудняются, то предлагается открыть учебник “Математика” стр. 10)
2). Работа по учебнику.
– Для закрепления нового материала прочитаем алгоритм ещё раз.
– Колобку понравилась такая работа и он предлагает поработать коллективно в тет-ради и у доски. Решаем примеры № 1 стр. 10.
V. Закрепление нового материала.
1). Работа по карточкам.
А сейчас покажем Колобку, как мы научились находить значение новых выражений (Дети получают карточки по вариантам. Выражения записаны в столбик)
I вариант | 38 + 56 | 45 + 39 | 67 + 17 | 16 + 48 | 24 + 69 |
II вариант | 37 + 29 | 75 + 18 | 63 + 28 | 42 + 49 | 54 + 38 |
(Проверка при помощи “светофорика”, Учитель называет выражение, а дети показывают соот– ветствующий этому цвету ответ) Доволен Колобок вашей работой, но он продолжает путешествие, а вместе с ним и мы. (Звучит музыка ).
VI. Повторение пройденного.
– Катится Колобок, катится и вдруг навстречу, кто это? Отгадайте:
В дупле живёт, да орешки грызёт? (белка)
А вот и белка с бельчатами (рисунок белки с бельчатами, которые собирают в корзину грибы, у учителя в руках корзина с грибами(муляжи)
– Белка собрала 25 грибов, а бельчата – 15 грибов. Из всех собранных 10 она повесила сушить. А сколько грибов осталось в корзине?
– Да у нас целая задача получилась и даже не одна.
– Посмотрите на эту краткую запись. Составьте задачу:
Белка – 25 г.
Бельчата – 15 г.
– Посмотрите на вторую краткую запись, составьте задачу.
Было – 25 г. и 15 г.
Высушила – 10 г.
Осталось – ? г.
– А сейчас внимательно посмотрите на условие одной задачи и другой, и выберите одну из них, которую вы сами сможете решить. В тетради запишите условие и реше– ние задачи.
2) Самостоятельная работа.
Решение задачи. (Проверка при помощи графопроэктора).
– Пока мы путешествовали Колобок соскучился по бабушке и дедушке и решил вер-нуться домой. Бабушка хоть и обрадовалась Колобку, но всё же решила немного проучить его за непослушание и дала ему задание для самостоятельной работы.
Домашнее задание:
Ребята, давайте вместе с Колобком и мы выполним это задание дома, А на следую –щем уроке проверим, как Колобок справился с заданием.
Задача №3, примеры №6 стр. 10.
Вот и закончилось наше путешествие.
Итог урока:
– Что нового узнали во время путешествия?
– Большое спасибо за работу.