Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Сложение положительных и отрицательных чисел”.
- Работать над развитием вычислительных навыков, математической речи, логического мышления, внимания детей.
- Воспитывать любовь и интерес к предмету математика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
Урок необычный будет у нас
На игру “Счастливый случай”
Приглашаю каждого из вас.
Будем ваши умения пополнять,
Как складывать положительные
и отрицательные числа будем закреплять.
И активное участие в пяти геймах принимать.
3. Формирование умений и навыков.
Учитель: Для участия в игре разделимся на две команды. Придумайте себе название и выберите капитана. На это вам три минуты.
1 гейм “Дальше, дальше...”
Учитель: Каждая команда должна быстро ответить на несколько вопросов. За правильный ответ один балл. Другая команда получает шанс заработать балл, если первая не отвечает.
Вопросы первой команды:
1) Чему равна сумма двух любых противоположных чисел? (0)
2) Какова будет сумма двух отрицательных чисел? (Отрицательной)
3) Чему равна сумма -3 и -1? (-4)
Вопросы второй команды:
1) Какое число получится при сложении двух положительных чисел? (Положительное)
2) Какое число получится при сложении целого числа с нулем? (Это же число)
3) Чему равна сумма -2 и -4? (-6)
2 гейм “Темная лошадка”
Учитель: Итак, первое задание выполняем
И о индийском математике узнаем.
Вычисления проводятся у доски и в тетрадях. По цепочке. По одному игроку из каждой команды. Каждый правильно решенный пример — балл.
2+(-3)=-1 Б
-1+(- 4)=-5 Р
-5 + 2= -3 А
-3 + 1= -2 Х
-2 + 5=3 М
3+ (-6)=-3 А
-3 + 7= 4 Г
4 +(-3)=1 У
1 +(-1)=0 П
0 + 2 = 2 Т
Учитель: Брахмагупте – индийский математик и астроном, живший в VII веке нашей эры, уже пользовался отрицательными числами. Только рассматривал он их, как числа “меньше”, чем ничто.
3 гейм “Заморочки для капитанов”
(Капитаны получают задание. Оно решается сначала 5 минут внутри команды, потом со всем классом.)
Учитель:
Первую заморочку выбираем,
Математическую стрелу разгадаем
И массу тропического плода ПАПАЙИ узнаем.
- Что значит + в начале стрелы? Конечно, нужно все числа в стреле сложить. Записываем примеры в столбик и решаем по цепочке.
-3 + 2 = -1
-1 + (-1) = -2
-2 + 0 =-2
-2 + 3 = 1
Учитель: Итак, экзотический плод папайи весит примерно 1 кг.
Учитель:
Вторую заморочку выбираем
И математический квадрат решаем.
- Наибольшее его число нам покажет продолжительность жизни соловья.
- Что такое математический квадрат? (В математическом квадрате сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали в строках и столбцах равна одному и тому же числу)
- Можем мы найти сумму этого квадрата?
4 + (-2) + (-8) + (-14) = -20
- Зная сумму всех цифр, какую клетку можно заполнить?
2 + (-8) +(-4) + (?) = -20 (-10)
4 +(-6) + 2 +(?) = -20 (-20)
8 +(-10) + (-2) +(?) = -20 (-16)
-20 + 8 + (-14) + (?) = -20 (6)
6 + (-8) + (-18) +(?) = -20 (0)
(-6) + (-2) + 0 + (?) = -20 (-12)
4 + (-16) + (-18) + (?) = -20 (10)
Учитель: Итак, кто мне назовет наибольшее число в этом квадрате? Значит сколько же лет живет соловей? (10 лет)
4 гейм “Ты мне – я тебе”
Учитель: Здесь вы должны друг другу предложить выполнить задания.
(Представитель от команды выходит решать задание на доске, все остальные в тетрадях.)
Задания 1-й и 2-й команды
№ 1. Решить примеры:
а) -35 + (-9); а) 0,7 + (-1,2);
б) -7 + (-14); б) -3,5 + 12;
в) -0,5 + (-2,38); в) -8,8 + (-4,2).
№ 2. Найдите значение выражения х+у, если:
х = -17, у = -4,8;
х = -5, у = -5,6
№ 3. Найти сумму чисел:
а) -46 + (-18); а) -144 +(-56);
б) -8 + (-12); б) -5,8 + (-1,8);
в) -6,4 + (-3,6); в) -1,85 + 1,85.
5 гейм “Гонка за лидером”
Учитель: В этом гейме каждый сам за себя. Каждый должен показать чему научился на уроке. Кто же будет лидером? Кто принесет своей команде еще один балл? На работу вам семь минут.
26 + (-6) =
-70 + 50 =
-17 + (-120) =
-6,3 + 7,8 =
-9 + 10,9 =
1 + 0,59 =
0,3 + (-1,8) =
4. Итог урока.
(Подсчитываются баллы, называется победитель, выставляются оценки.)
5. Домашнее задание.
Учитель:
А теперь все дневники открыли.
И домашнее задание получили.
Дома его чтобы обязательно решили
И на следующий урок -
Все пятерки получили!