Правописание суффиксов -ек, -ик

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

обучающая: формирование представления о написании суффиксов -ек, -ик, закрепление знаний о главных членах предложения, повторение изученных орфограмм;

развивающая: развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности учащихся;

воспитательная: воспитание любви к родному языку, трудолюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами написания суффиксов -ек, -ик. (Слайд 1, см. Приложение 1) Чтобы это узнать, мы совершим межпланетное путешествие. На это время ваши тетради станут бортовыми журналами космического корабля. Посмотрите, все ли у вас готово. Тогда в путь! (Слайд 2)

2. Словарная работа.

И вот мы прибыли на первую планету. (Слайд 3) Здесь нас встречает… розовая пантера. Она приготовила для вас сюрприз. (Слайд 4) Что это? (словарные слова). Запишите их в свои бортовые журналы, правильно вставляя пропущенные буквы.

А теперь проверим, все ли справились с заданием пантеры. (Слайд 4)

Молодцы! Розовая пантера вами очень довольна (Слайд 5), и мы можем продолжить наше путешествие. (Слайд 6)

3. Изучение нового материала.

Мы подлетаем к следующей планете. На ней живет злой колдун. (Слайд 7) Он, при помощи волшебных заклинаний, поссорил суффиксы -ик и -ек. Теперь эти суффиксы спорят, и каждый из них хочет занять место во всех этих словах. (Слайд 8) Как же нам помирить их? Посмотрите, нам на помощь спешит Питер Пен. (Слайд 9)

Он нашел заклинание в волшебной книге колдуна. (Слайд 10) Если мы его разгадаем, то сможем помирить суффиксы.(Ребята рассматривают записи и делают вывод: при изменении слова суффикс -ик сохраняет свою гласную, а в суффиксе -ек гласная “убегает”)

Следуя этому заклинанию, давайте вставим гласные в эти слова и расколдуем суффиксы. (Слайд 11-41) (Полученные пары слов дети записывают в тетради и выделяют суффиксы). Ура! Мы победили злого волшебника. После такой серьезной работы нужно отдохнуть.

4. Физминутка.

Вот помощники мои (Руки вперед).
Их как хочешь поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.

5. Повторение пройденного.

Теперь можем отправляться дальше. (Слайд 42) Наши радиопередатчики зафиксировали срочное сообщение. (Слайд 43) Расшифруйте его и запишите в свои бортовые журналы. (Из предложенных морфем дети составляют слова и записывают предложение: “Ужасное чудовище угнетает планету” ) Что это значит? Подлетим поближе и посмотрим. (Слайд 44) Как вы думаете, что значит угнетает? Подберите синонимы к этому слову (притесняет, мучает, подавляет и т.д.) Найдите в этом предложении грамматическую основу. А чтобы помочь планете, подберите антонимы к слову “угнетать” (освобождать). Теперь планета свободна. (Слайд 45) Она снова прислала сообщение. Запишите его в свои бортовые журналы и расшифруйте. (Дети преобразовывают фонетическую транскрипцию в слова: “спасибо, ребята”).

А теперь снова в путь! (Слайд 46) Мы прибыли на самую любимую планету всех ребят – на планету мультяшек. (Слайд 47) Они предлагают вам поиграть и отгадать загадки. Отгадки записывайте в свои бортовые журналы и объясняйте орфограммы. (Слайд 48)

На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)

Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...
В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход,
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Жираф)

Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы)

Стоит над водой, трясёт бородой. (Камыш)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?.. (Арбуз)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле... (Ушки)

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле... (Глазки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает. (Крот)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

6. Итог урока.

Молодцы! Но нам пора возвращаться домой. (Слайд 49) По пути на нашу планету давайте вспомним, что мы узнали во время нашего путешествия. А кто был самым активным и смелым? Чтобы не забыть наше путешествие, дома запишите в свои бортовые журналы упр.114 со стр.136. Всем желаю удачи!