Внеклассное мероприятие в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Урок России следует посвятить введению в предмет, т.е.дать общее представление о символике и истории российских герба, флага и гимна, а также о символах Республики Адыгея. Урок может быть приурочен к какому-либо празднику, например, Дню конституции (Российской) или ко Дню Адыгея (5 октября). Этим уроком, проведённым 1 сентября, можно начать учебный год.

Тема: “ С чего начинается Родина?”

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить обучающихся с главными символами страны, республики Адыгея: герб, флаг (знамя), гимн. С понятием “ Гражданин”.

2. Развивающие: развивать интерес к истории Родины, к Республике Адыгея, к селу Красногвардейскому.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к родной стране, к Республике Адыгея, к селу Красногвардейскому.

Оборудование: изображения российских и адыгейских флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российского и Адыгейского; слова текста гимна; компьютер; диск с презентацией; карта России и Адыгеи, песня “ О России”.

План урока.

1. Организация на урок.

2. Тема и цели урока.

3. Символы Российского государства.

4. Российский герб.

а) Святой Георгий Победоносец.

б) Двуглавый орёл.

5. Герб Республики Адыгея.

6. Государственный флаг.

7. Флаг Республики Адыгея.

8. Государственный гимн и гимн Республики Адыгея.

9. Кто такой гражданин?

10. Малая Родина - село Красногвардейское.

11. Практическое занятие.

ХОД УРОКА

1. Организация на урок.

2. Тема и цели урока.

Тема нашего внеклассного мероприятия “ С чего начинается Родина?” (Звучит музыка “ С чего начинается Родина?” и слайды на компьютере)

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с главными символами России и Адыгеи: флагом, гербом и гимном. Познакомимся с историей нашего села.

3. Символы Российского государства.

- Дети, как называется государство, в котором мы все живём? (Россия)

- Дети а что для нас – Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

Родина – могучее слово. Родина для нас всё, Она дала нам жизнь, ради неё мы живём. Мы любим Родину. Наша Родина – Россия. Раньше называли Русь. Откуда взялось такое название?

Слово Русь, как полагают учёные, произошло от слово “русло”. Русло - это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь страна рек и озёр. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Чёрным морями. Она населена была русскими, или россами, т.е. людьми жившими возле воды, по берегам рек и озёр. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.

Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами. Отсюда и слово “россияне”, а страна, где они живут - Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

1. Славься, Русь, святая и земная
В бурях бед и в радости побед!
Ты одна на всей земле – родная,
И тебя дороже нет.

2. Ты полна любви и силы,
Ты раздольна и вольна.
Славься, Русь, великая Россия
Наша светлая страна!

3. Русь моя, всегда за всё в ответе
Для других ты не щадишь себя
Пусть хранит тебя на белом свете
Правда, вера и судьба!

- Какие вы знаете символы нашей Родины? (Если дети затрудняются с ответом, то учитель помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?)

Какая музыка при этом исполняется?

- У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идёт речь. Это – герб, флаг и гимн.

4. Российский герб.

- Дети, кто знает значение слова “герб”?

- Герб - это официальная эмблема государства. Слово пришло в русский язык вXVI–XVII веках в его основе лежит немецкое ерде, что значит наследство. (Слайды с гербом. Приложение 1)

Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины – России и у Республики Адыгея. (Рассмотрите изображение герба России)

- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит)

Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двухглавый орёл. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

- Где мы можем увидеть изображения герба? (Например он изображён на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важнейшие документы)

а) Святой Георгий Победоносец.

- Как называют всадника, изображённого на гербе? Что вы о нём знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей - одно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, т.е. отличительным знаком, Москвы - столицы России.

Таким образом, на Российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.

б) Двуглавый орёл.

- На гербе мы видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы)

Две головы символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

- Крылья орла подняты вверх - почему? (Орёл показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна)

5. Герб Республики Адыгея. (Слайды)

Герб представляет собой круг, сверху обрамлён ленточной надписью “Республика Адыгея” на русском и адыгейском языках. В середине ленты - большая звезда. С боковых сторон - листья дуба, клёна, золотые колосья пшеницы, початки кукурузы, указывают неразрывную связь человека с природой. Круг замыкается аббревиатурой слов “Российская Федерация” - буквами РФ. Внизу изображение национального стола - 1анэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой народного эпоса Саусрыъо на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у богов для блага людей.

6. Государственный флаг. (Слайды. Приложение 2)

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос.

- Кто из вас знает как иначе называется флаг? (Знамя)

Эти слова означают одно и то же, только знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамёна появились ещё в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамёна имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

- Какие цвета вы видите на флаге? (Белый, синий, красный)

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный – храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

- Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников)

Мы должны гордиться своим флагом – ему уже более трёхсот лет!

7. Флаг Республики Адыгея.

Длина флага 180 см, ширина 90 см. На флаге Республики Адыгея изображены 12 звёзд и 3 скрещенные стрелы. Звёзды обозначают 12 адыгских племён, а три стрелы их силу, мощь и единство.

Зелёный цвет - цвет мусульман, обозначающий вечность, жизнь.

Флаг – это святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. Его нельзя стирать, резать, нельзя носить одежду с изображением флага.

8. Государственный гимн и гимн Республики Адыгея.

- О каком символе России мы ещё не говорили? (Гимн)

- А вы знаете, что такое гимн?

Гимн - это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях - каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний. Когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы. (Прослушайте музыкальную запись гимнов и прочтите текст гимнов)

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия и Адыгея.

9. Кто такой гражданин?

Наша Республика Адыгея это часть большой страны, а люди, жители России - граждане страны.

- Кто такой гражданин?

1. Гражданин - житель страны, который признаёт её законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает и горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

2. Маленький гражданин большой страны - это её будущее.

Званием гражданина России следует гордиться.

10. Малая Родина - село Красногвардейское.

Малая Родина… Какой смысл вкладываем в это слово? Каждый любит то место где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства, свою школу, которая находится в селе Красногвардейском.

1. В августе этого года нашему селу исполняется 125 лет. Наше село находится на землях Черкесии. После Кавказкой войны на этой территории погибло много черкесов.

2. Царское правительство наиболее отличившихся военных награждало наделами земли. Покупали эти земли богатые люди, потому что здесь тепло, имелись земли плодородные, полноводные реки.

3 .Сюда начали приезжать сначала помещики. А потом массовый голод в 70 годах ХIХ века приехали бедные жители Курской губернии. До революции 1917 года в нашем селе был один писарь, остальные все неграмотные.

4. Для того чтобы ликвидировать неграмотность и была построена наша школа в 1930 году. А в 2008 году начали строить новую школу и построили новый спортзал.

11. Практическое занятие. (По группам)

- Сегодня мы познакомились с государственными символами России и Адыгеи. Я раздам вам вопросы, а вы работая в группах, должны ответить на них.

1. Какие государственные символы вы знаете?

2. Какого цвета Российский флаг?

3. Что изображено на флаге Республики Адыгея?

4. Назовите важнейшие элементы герба России?

5. Назовите важнейшие элементы герба Республики Адыгея?

6. Где в повседневной жизни можно встретить изображение Российского герба?

Вывод.

Всё что вы услышали и запомнили, расскажите дома в семье.

Каждый ученик должен стать патриотом своей Родины. Дорожить честью Родины. Чувство патриотизма воспитываются с детства.

Заканчивается внеклассное мероприятие песней “О России”, исполняет Гринкевичус Оля.