Каждый из нас живет в доме. А когда-то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере. Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек научился многому. Теперь мы живем в кирпичных, деревянных домах, а все равно нашим домом остается природа.
А что такое природа? (Ответы детей)
Человек может жить без природы? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, на примере: человеку нужны носки - носки вяжут из шерсти - из шерсти делаем нитки – нитки дает овец – овец питается травой - для ее роста нужна почва, вода, солнце. Солнце, вода, почва – это природа. Значит, человеку нужно все, что есть в природе. Без природы ему не прожить. Ребята, давайте совершим путешествие в природу. А как нужно себя вести на природе? (Ответы детей)
Внимание, внимание! Желающие совершить путешествие в природу, просим занять свои места! Поезд отправляется. (Звучит звук поезда)
Мы подъезжаем к лесу. (Встречает Царь природы, везде валяется мусор)
Царь природы: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель: Ой, кто это ребята? (Ответы детей)
Царь природы: Это я – Царь природы. Этот лес - я сторожу, за порядком здесь слежу. А что вы здесь делаете? Зачем пожаловали? Муравейников разорять, цветы топтать, насекомых обижать хотите да? Не пущу в лес!
Воспитатель: Наши дети любят природу. Мы знаем много пословиц. Давай мы тебе их назовем.
“Пословицы”
- В лесу тень весь день.
- В зимний холод всякий молод.
- Вода с гор потекла – весну принесла.
- Воробьи гомонят – гнезда завивают.
- Всякому смени свое время
- Где снег, там и след.
- Рощи да леса – всему миру краса.
Царь природы: Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Игра “Кто правильно назовет?”
- Не рубить живые деревья и кустарники.
- Не разводить костры под деревьями.
- Не оставлять мусор.
- Не рвать цветы.
- Не разорять гнезда птиц.
- Не брать домой детенышей зверей.
Царь природы: Молодцы, знаки вы знаете. Слушайте мое второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно называть и разделить на зимующих и перелетных.
Игра “Кто быстрее?”
Зимующие: сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.
Перелетные: соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.
Царь природы: Молодцы, порадовали вы меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые. Кто–то из них лишний: муха, бабочка, комар, паук.
Игра “Кто лишний?”
Последнее мое задание - назовите лекарственных растений.
Игра “Кто больше назовет?”
Лекарственные растения: шиповник, зверобой, подорожник, крапива, земляника, мать-и-мачеха, душица, ромашка, ландыш.
Царь природы: Молодцы ребята, вы много знаете о природе. Я вот побывал в своих владениях – в лесу, на реке – везде слышал жалобные голоса растений и животных. Природа просит о помощи.
Воспитатель: Ребята в природе все взаимосвязано, и мы сейчас сами в этом убедимся.
Игра “Береги природу!”
Воспитатель: Ребята, давайте, дружно уберем мусор. (Дети под спокойную музыку собирают мусор)
Воспитатель: Ребята, а куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать этим мусором? (Ответы детей)
Но в умелых руках и мусор может превратиться в нужную вещь. Это может быть игрушки, коврики, фартуки и т.д. (показывает). И даже в одежду! И мы сейчас сами убедимся в этом.
Показ мод. Звучит музыка. Воспитатель объявляет детей
1 ребенок: Перед вами красивое летнее платье, сшитое из фантиков. Девочки в этих платьях, словно бабочки. Для платья ушло около ста фантиков. А сколько бумаги не валяется на земле.
2 ребенок: А этот дождевик очень удобен в дождливую погоду. Сшит из молочных пакетов. А брошенные пакеты, попавшие в землю, практически не разлагаются, а под пакетом отсутствует жизнь.
3 ребенок: А эта очень полезная, красивая сумка, сшита из порвавшегося целлофанового пакета. Нужная в хозяйстве вещь.
4 ребенок: Наши женщины всегда любили и любят украшения. Украшения можно сделать из пробок. Ее разновидность дает этому украшению оригинальность.
5 ребенок: Посмотрите, какой красивый фартук и косынка. Хозяйка в них будет выглядеть замечательно.
Как вы видите, ребята, красивая одежда идет всем. У людей не только внешний вид, но и душа о природе должна быть красивой! Давайте, поспешим делать добрые дела. Пусть и одежда и поступки наши будут красивые и добрые.
А сейчас, нам пора в детский сад. Займите свои места. Поехали.
Литература
- Н.В.Лободина “Экологическое воспитание в начальной школе”. Издательство “Учитель” Волгоград.
- Г.Б.Барышникова “Наша зеленая планета”. Ярославль. Академия развития.