Цели урока:
продолжать вырабатывать умения и навыки
создания и оформления компьютерной презентации;
Задачи урока:
образовательные
- повторение пройденного материала, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями;
- активизировать познавательную активность учащихся.
развивающие
- развитие познавательного интереса, памяти и внимания при выполнении практической работы;
- развитие воображения и логического мышления при выполнении творческих заданий.
воспитательные
- воспитание умения работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;
- воспитывать у учеников интерес к изучению информатики;
- воспитывать грамотных пользователей компьютера.
Здоровьесберегающие.
В результате проведения урока учащиеся:
Необходимое оборудование и материалы:
компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; программа Microsoft Power Point;
- мультимедийный проектор;
- карточки с практической и самостоятельной работой;
- презентация “Компьютер и здоровье”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Аутотренинг (под музыку).
- Ребята, улыбнитесь друг другу и скажите тихо: “Здравствуйте!”
Давайте настроимся на хорошую работу. Мысленно повторяйте за мной.
Я чувствую себя уверенно,
Настроение приподнятое, голова ясная,
Я совершенно спокоен,
Я собран, мыслю чётко.
Я хочу, могу, буду отвечать
Легко, чётко и ясно.
Учитель приветствует учеников, объявляет тему и цели урока.
2. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации.
Для того чтобы работа за компьютером доставляла удовольствие, необходимо разумно устроить свое место возле него.
- Знаете ли вы, как правильно организовать свое рабочее место за компьютером?
- Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?
- Знаете ли вы, сколько времени можно проводить за компьютером?
- Какие существуют плюсы и минусы у компьютера?
- Для чего он нужен нам?
- Можно ли остаться здоровым при работе за компьютером?
Сегодня на уроке мы с вами ответим на эти вопросы.
Беседа учителя (сопровождается презентацией). Приложение 1
“Примите некоторые меры предосторожности, иначе вам придется расплачиваться. Наш организм - не компьютер. В нас есть детали, которые нельзя заменить”. (Рик Пирсолл)
В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК заметно больше чем вреда.
Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- стресс при потере информации
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Влияние компьютера на психику человека.
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и воспроизводительной системах, а также на зрение и костно-мышечный аппарат человека. Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним составляющим звеном все в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание…
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет - зависимых людей:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером,
- невозможность остановиться,
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером,
- пренебрежение семьей и друзьями,
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером,
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности,
- проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту,
- предвкушение следующего сеанса он-лайн,
- увеличение времени, проводимого он-лайн,
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Проблемы опорно-двигательного аппарата.
Рост среднего человека утром на два-три сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается. Если к тому же имеет место хоть незначительное искривление позвоночника, то неизбежно защемление основания нерва. Пользователям ПК легко понять, что произойдёт - нарушится интерфейс между мозгом и какой-то частью тела. Это похоже на случаи с плохим контактом в интерфейсном кабеле: устройство не обязательно сгорит, но заглючит.
Так что же такое CVS?
Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин "компьютерный зрительный синдром" (computer vision syndrome). Как же проявляется CVS и каковы его симптомы?
Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".
К первым относятся:
- затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
- замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
- двоение предметов;
- быстрое утомление при чтении.
Ко вторым:
- жжение в глазах;
- чувство "песка" под веками;
- боли в области глазниц и лба;
- боли при движении глаз;
- покраснение глазных яблок.
Эти явления обычно объединяют термином "астенопия" (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа и практически у всех - через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной - ее ввод.
Что делать? Как защититься?
Конечно же в современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника? Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр.
3. Физкультминутка (под музыку).
1. Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук - на бедрах. Продолжительность 10-15 секунд.
2. Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Продолжительность 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами.
3. Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз.
4. Опустите руки и потрясите расслабленными кистями.
5. Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем опустите руки и потрясите расслабленными кистями.
6. Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
7. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
3. Самостоятельная работа.
- А теперь самостоятельно ответьте на вопросы.
1 вариант
1. К какому заболеванию может привести длительное нахождение в одной позе?
2. Каково оптимальное расстояние от монитора до глаз?
3. Что может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы?
4. Что такое CVS?
5. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?
6. По вашему мнению, компьютер приносит больше пользы или вреда?
2 вариант
1. Какие болезни влечёт за собой сидячее положение?
2. Где должен находиться центр экрана?
3. Какие психологические симптомы испытывает интернет - зависимый человек?
4. Где должны располагаться монитор и клавиатура относительно пользователя?
5. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?
6. По вашему мнению, компьютер приносит больше пользы или вреда?
4. Практическая работа на компьютере создание компьютерной презентации.
И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает нас новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. Программы, которые помогают наглядно представлять изучаемые объекты и явления - это программа компьютерных презентаций Power Point. На самом деле эта программа находит свое применение в различных областях человеческой деятельности. Например, сопровождение доклада на семинаре, конференции; рекламирование товаров на выставках и т.п. И сегодня вы посмотрели одну из презентаций и будите создавать свою презентацию по темам, которые были даны раннее.
1. Компьютерные игры: вред или польза?
- 2. Профессиональные заболевания офисных работников.
- 3. Как влияет электромагнитное излучение на организм человека?
- 4. Как влияют персональные компьютеры на организм женщин и детей?
Учащиеся выполняют работу.
5. Рефлексия. Итоги урока.
Оцените свою работу сами, используя фразы:
"Я хорошо умею …"
"Я научился сам и могу научить …"
"Мне ёще нужно поработать над …"
Давайте ответим на один из важных вопросов, заданных в начале урока:
Можно ли остаться здоровым при работе за компьютером? Можно заменить или починить пришедший в негодность компьютер, но с человеческим организмом такое не проходит. Поэтому, покупая компьютер, нужно задуматься, что дороже и помимо производительности своего электронного помощника, нужно позаботиться и о себе. Можно успешно пользоваться компьютером и при этом оставаться здоровым, соблюдая несложные рекомендации врачей.
6. Домашнее задание.
1. Доделать презентацию по теме “Вред и польза компьютера”.
2. Дополнительное задание: разработать памятку о правилах работы за компьютером.
7. Список литературы.
- Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка.
- Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка.
- Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.
- http://odintsovonews.ru/
- http://medmedia.rucomp-doctor.ru/
- http://www.vision.ochkam.net/
- www.medicinform.net/