Цель урока: дать общее представление о молодёжной музыкальной культуре, её жанрах, стилях и направлениях через реализацию своих творческих способностей в создании музыкальных произведений.
Задачи урока:
воспитательные: воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
обучающие: обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Уметь пользоваться новыми музыкальными компьютерными технологиями. Научить учащихся определять стиль, жанр и направление молодёжной современной музыки. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
развивающие: обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Вид урока: урок творчества.
Метод: творческий проект.
Средства оснащения урока: медиа - проектор, дидактический материал “Молодёжная музыкальная культура”, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; компьютерные музыкальные программы “Хип-Хоп”, “Sibelius 3”; инвентарь для практической работы, современная энциклопедия Аванта + “Музыка наших дней”, Краткий музыкальный словарь, музыкальная композиция для релаксации).
ХОД УРОКА
Время |
Раздел урока |
Задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
5 мин. | 1 этап. Мотивация | Настроить обучающихся на работу, снять напряжение | Приветствие, настрой. (Звучит музыкальная композиция для релаксации) Вводное слово: - Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощрённом языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка – вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта. - Как же быть нам, простым людям? Как же не затеряться в этом таинственном мире звуков, а напротив – выбрать верную дорогу, которая приведёт нас к правильному ориентированию в мире человеческих чувств, настроений и ощущений |
Приветствие, готовность к уроку |
7 мин. | 2 этап. Создание ситуации | Вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке | - У меня в руках словарь
музыкальных терминов. Сейчас я прочту из него
несколько слов, относящихся к музыке. Какие
ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?
Что объединяет эти слова? (Приложение 1) Глэйм, Рейв, Сонорика, Алеаторика. - Попробуйте определить тему нашего урока? - Для того, чтобы разобраться в значении этих слов, я попрошу помочь мне группу ребят, которые подготовили материал к сегодняшнему уроку. - Итак, ребята, прослушав сообщение, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы можем поставить перед собой, чтобы лучше усвоить эту тему? - А вы, какое место занимаете в мире современной музыки: слушатель, исполнитель или композитор? - Может ли молодой человек, например ваш сверстник, проявить себя в композиторской деятельности при создании молодёжной музыки, не имея при этом музыкального образования. |
Дети высказывают своё мнение. - Не зная значения этих слов трудно выполнить это задание. Группа учащихся демонстрирует домашнее задание (приложение 2). Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. Ответы уч-ся. Учащиеся размышляют над возникшей проблемой |
15 мин. | 3 этап. Работа в микрогруппах | Уметь пользоваться новыми компьютерными технологиями. Развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества | - Сегодня на уроке я предлагаю
вам увидеть себя в новом качестве. Для этого мы
организуем с вами некую “Музыкальную фабрику”,
где каждый попробует себя в роли слушателя,
исполнителя, и даже композитора. - Задача каждой группы: создать музыкальное произведение по определённому плану и защитить его по критериям, которые разработает на уроке Группа Аналитиков (приложение 4). (Учитель во время выполнения творческих заданий помогает каждой группе соорентироваться в правильности выполнения задания) |
Группы выполняют задания по карточкам (приложение 3) |
10 мин. | 4 этап. Защита “творений” | Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её | (Учитель ненавязчиво корректирует защиту, следит за соблюдением делового стиля общения) | Каждая творческая группа
защищает своё “творение”. Группа aналитиков анализирует и оценивает данную защиту |
5 мин. | 5 этап. Свободное обсуждение | Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. | - Ответьте на такой вопрос: может
ли молодой человек проявить себя в
композиторской деятельности при создании
молодёжной музыки, не имея при этом музыкального
образования? - Чему может научить молодёжная музыкальная культура? - Что она даёт молодому человеку? - А так как тема четверти звучит “Лёгкая” и “серьёзная” музыка”, скажите – к какой музыке можно отнести созданные вами произведения? |
Обучающиеся участвуют в общем обсуждении |
3 мин. | 6 этап. Рефлексия полученных результатов | Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию | - Из предложенных высказываний
выберите, пожалуйста, то, которое в большей
степени отражает тему нашего сегодняшнего урока:
“…Когда вы пишите свое произведение, вы
выстраиваете целый мир… Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал своего воплощения… Сама по себе жизнь, все, что нас окружает настолько пестро…, что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить… Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет”. Альфред Шнитке “Современная музыка даёт человеку то, чего он не ждёт, и отказывает в том, чего он жаждет. Она открывает человеку жизнь как тайну, заставляя при этом мучительно искать ключ к её разгадке”. Мудрая мысль - А теперь заполните свои оценочные листы и передайте их мне (приложение 5). Всем спасибо, до свидания! |
Учащиеся совещаются и выбирают более подходящее высказывание |