Цели:
Оборудование: презентация к уроку, картина “Лес”, учебники А.Плешакова “Окружающий мир” 2 класс, рабочие тетради, схема (на доске).
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Если посмотреть вокруг, везде можно встретить растения. А где вы их видели? (В лесу, саду…)
- Кто из вас был в лесу, поднимите руки?
- А какие растения вы там видели? (Дети называют знакомые им растения)
- Сегодня мы обобщим наши знания о растениях, сгруппируем их и познакомимся с некоторыми видами каждой группы, которые растут в нашей местности, узнаем об удивительных растениях (Приложение 1, слайды 1, 2).
3. Новая тема.
1. Работа по картине “Лес”.
- Внимательно посмотрите на самые высокие растения. Как их можно назвать? (Деревья)
- Какие деревья вы знаете? (Береза, дуб, осина…)
- Что у них одинаковое (общее). (Корень, ствол, ветки…)
- Чем отличаются деревья от других растений? (У них один толстый ствол)
- Что вы знаете о деревьях нашего края? (Подготовленные дети рассказывают стихи о березе, дубе, липе, тополе)
2. Отгадывание загадки о ели.
Под Новый год зимой срубили и привезли ее домой. (Ель)
- Чем отличается ель от других деревьев? (Хвоей)
- Значит, какие деревья бывают? (Хвойные и лиственные)
- Какие деревья называются лиственные? (Слайд 3)
- Какие деревья называются хвойные? (Слайды 4, 5)
3. Кустарники. (Слайд 6)
- Давайте рассмотрим растения ниже деревьев. Как их можно назвать одним словом? (Кустарники)
- Сравните кустарники и деревья? Чем они отличаются? Опишите кустарники. (Ниже деревьев и несколько тонких стволов)
- Какие кустарники вы знаете? (Сирень, вишня, смородина…)
- Что интересного вы знаете об этих растениях? (Рассказы детей о сирени, смородине, вишне)
4. Травы.
- К какой группе можно отнести самые низкорослые растения? (Травы). (Слайд 7)
- Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (мягкий и сочный стебель и листья)
- Какие травянистые растения вы знаете? Расскажите о них. (Рассказы детей об одуванчике, мать-и-мачехе, васильке). (Слайд 8)
5. Лекарственные растения.
- На Земле множество различных растений. Некоторые из них лекарственные и применяются при лечении разных болезней. (Слайд 9)
4. Закрепление изученного.
1. Работа в группах. Выполнение упражнения № 3 на странице 19 в рабочей тетради. (Слайд 10)
Напишите по 3 названия растений каждой группы:
- деревья;
- кустарники;
- травы;
2. Охрана растений.
- Не зря растения в народе называют “легкими” планеты. Чем больше растений нас окружает, тем краше окружающий мир, чище воздух. (Слайд 11). И мы должны охранять природу, бережно к ней относиться. По вине человечества (выпасом скота, строительством, добычей полезных ископаемых, вырубкой лесов) некоторые растения остались мало, они находятся под особой охраной государства. С этой целью проводится работа по созданию заповедников, заказников; охране памятников природы; восстановлению леса; соблюдению мер пожарной безопасности; созданию детских организаций: “Голубой патруль”, “Зеленый наряд” и т.д.
3. Красная книга ЧР.
- Многие редкие и исчезающие растения внесены в Красную книгу ЧР и РФ. (Слайды 12)
4. Отгадывание кроссворда (работа в группах).
По вертикали:
1. Только тронь –
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (Крапива)2. Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)3. Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репейник)
По горизонтали
- Шел я лугом по тропинке,
- Колосится в поле рожь.
- Весной зеленела,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Там, во ржи цветок найдешь:
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина)
5. Рефлексия.
1. Знаете ли вы?
- На нашей планете много интересных растений. Вот некоторые из них: секвойя, эвкалипт, бамбук, хлебное дерево, кигелия (колбасное дерево). (Слайд 13-18)
2. Обобщение урока.
- О каких группах растений мы сегодня говорили? (Схема на доске)
- Что нового вы узнали?
- Что интересного было на уроке?
6. Домашнее задание.
Выполнить упражнение 1, стр. 19 в рабочей тетради (слайд 19).