Какие бывают растения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания детей о растениях своего края и сгруппировать их;
  • выделить отличительные признаки растений каждой группы;
  • показать красоту природы и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, картина “Лес”, учебники А.Плешакова “Окружающий мир” 2 класс, рабочие тетради, схема (на доске).

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Если посмотреть вокруг, везде можно встретить растения. А где вы их видели? (В лесу, саду…)

- Кто из вас был в лесу, поднимите руки?

- А какие растения вы там видели? (Дети называют знакомые им растения)

- Сегодня мы обобщим наши знания о растениях, сгруппируем их и познакомимся с некоторыми видами каждой группы, которые растут в нашей местности, узнаем об удивительных растениях (Приложение 1, слайды 1, 2).

3. Новая тема.

1. Работа по картине “Лес”.

- Внимательно посмотрите на самые высокие растения. Как их можно назвать? (Деревья)

- Какие деревья вы знаете? (Береза, дуб, осина…)

- Что у них одинаковое (общее). (Корень, ствол, ветки…)

- Чем отличаются деревья от других растений? (У них один толстый ствол)

- Что вы знаете о деревьях нашего края? (Подготовленные дети рассказывают стихи о березе, дубе, липе, тополе)

2. Отгадывание загадки о ели.

Под Новый год зимой срубили и привезли ее домой. (Ель)

- Чем отличается ель от других деревьев? (Хвоей)

- Значит, какие деревья бывают? (Хвойные и лиственные)

- Какие деревья называются лиственные? (Слайд 3)

- Какие деревья называются хвойные? (Слайды 4, 5)

3. Кустарники. (Слайд 6)

- Давайте рассмотрим растения ниже деревьев. Как их можно назвать одним словом? (Кустарники)

- Сравните кустарники и деревья? Чем они отличаются? Опишите кустарники. (Ниже деревьев и несколько тонких стволов)

- Какие кустарники вы знаете? (Сирень, вишня, смородина…)

- Что интересного вы знаете об этих растениях? (Рассказы детей о сирени, смородине, вишне)

4. Травы.

- К какой группе можно отнести самые низкорослые растения? (Травы). (Слайд 7)

- Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (мягкий и сочный стебель и листья)

- Какие травянистые растения вы знаете? Расскажите о них. (Рассказы детей об одуванчике, мать-и-мачехе, васильке). (Слайд 8)

5. Лекарственные растения.

- На Земле множество различных растений. Некоторые из них лекарственные и применяются при лечении разных болезней. (Слайд 9)

4. Закрепление изученного.

1. Работа в группах. Выполнение упражнения № 3 на странице 19 в рабочей тетради. (Слайд 10)

Напишите по 3 названия растений каждой группы:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы;

2. Охрана растений.

- Не зря растения в народе называют “легкими” планеты. Чем больше растений нас окружает, тем краше окружающий мир, чище воздух. (Слайд 11). И мы должны охранять природу, бережно к ней относиться. По вине человечества (выпасом скота, строительством, добычей полезных ископаемых, вырубкой лесов) некоторые растения остались мало, они находятся под особой охраной государства. С этой целью проводится работа по созданию заповедников, заказников; охране памятников природы; восстановлению леса; соблюдению мер пожарной безопасности; созданию детских организаций: “Голубой патруль”, “Зеленый наряд” и т.д.

3. Красная книга ЧР.

- Многие редкие и исчезающие растения внесены в Красную книгу ЧР и РФ. (Слайды 12)

4. Отгадывание кроссворда (работа в группах).

По вертикали:

1. Только тронь –
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (Крапива)

2. Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

3. Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репейник)

По горизонтали

  1. Шел я лугом по тропинке,
  2. Видел солнца на травинке,
    Но совсем не горячи
    Солнца белые лучи. (Ромашка)

  3. Колосится в поле рожь.
  4. Там, во ржи цветок найдешь:
    Ярко – синий и пушистый,
    Только жаль, что не душистый. (Василек)

  5. Весной зеленела,
  6. Летом загорела,
    Осенью надела,
    Красные кораллы. (Рябина)

5. Рефлексия.

1. Знаете ли вы?

- На нашей планете много интересных растений. Вот некоторые из них: секвойя, эвкалипт, бамбук, хлебное дерево, кигелия (колбасное дерево). (Слайд 13-18)

2. Обобщение урока.

- О каких группах растений мы сегодня говорили? (Схема на доске)

- Что нового вы узнали?

- Что интересного было на уроке?

6. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 1, стр. 19 в рабочей тетради (слайд 19).