Цели мероприятия:
- расширение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на окружающую среду;
- повышение мотивации к изучению предмета биологии;
- развитие у учащихся познавательного интереса к экологическим проблемам современности;
- расширение кругозора учащихся;
- активизация творческого потенциала ученика;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Зрительный ряд: рисунки и плакаты учащихся; декорации с названиями команд, эмблемы команд;
- Технические средства: компьютер, проектор
- Информационные средства: анимационная презентация с заданиями
Внеклассное мероприятие с использованием информационно-коммуникативных технологий включает в себя и подготовительный этап. На данном этапе формируются команды путешественников, учащиеся придумывают названия командам. Заранее изготавливаются декорации к мероприятию, вывешивается приглашение посетить экологическое путешествие. Класс оформляется рисунками и плакатами учеников на экологическую тематику.
Ход мероприятия
Сегодня мы с вами совершим экологическое путешествие. В нашем экологическом поезде всего два вагона, первая команда занимает места в вагоне «Экологи», вторая команда – «Биологи». Первое место займут пассажиры, которые, проехав все станции, наберут больше всего очков. А теперь позвольте представить жюри.
Задания оцениваются в зависимости от станции прибытия. Сегодня наш поезд проезжает следующие станции: «Зоологическая», «Парк любителей природы», «Цветочная», «Научная», «Проблемная ситуация», «Конечная».
Внимание! Поезд отправляется! Каждая команда может пожелать друг другу счастливого пути!
Медведева Юлия:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Мясумова Рамиля:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Первая станция «Зоологическая».
На интерактивной доске вы видите изображения живой и неживой природы. Вам нужно выбрать живые организмы и составить экологические цепи питания. Время на обдумывание две минуты.
Следующая станция «Парк любителей природы».
Посмотрите на эти фотографии. Что вы видите? На одной фотографии видно, что лес превращен в свалку. Здесь побывали люди. Они хорошо отдохнули на природе. Но каковы последствия этого отдыха? Что грозит этому лесу через 5-7 лет?
Комиссарова Юлия:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять;
Она, как мы, такая же живая!
Станция «Цветочная».
Мясумова Рамиля:
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленой стала земля.
В лесу теперь тень и прохлада
И воздух – целебный настой.
Вновь слышатся птичьи рулады
В глуши потаенной лесной.
Итак, станция «Цветочная». Чтобы наше путешествие продолжилось вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас увидите на доске. Команда «Биологи» отвечает на вопросы, помеченные зеленым цветом, а «Экологи» – белым цветом. Постарайтесь дать максимально полные ответы. От этого будет зависеть, какое число баллов вы наберете.
Следующая станция «Научная».
Дайте научное обоснование приведенному факту.
В Египте существовало предание, которое гласило, что нельзя безнаказанно проникнуть в гробницу фараона. Считалось, что усыпальница охраняет «проклятие фараонов». И действительно, многие расхитители древних захоронений после проникновения в погребальные камеры погибали от неизвестных заболеваний. Ученые биологи объяснили причину их гибели и рекомендовали археологам, изучающим древние захоронения, соблюдать определенные правила: использовать во время работы перчатки и марлевые повязки, закрывающие рот и нос исследователя.
Базанов Леша:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Следующая станция «Проблемная ситуация»
На этой станции можно попасть в проблемную ситуацию, из которой необходимо с честью выбраться. Максимальный балл – 5.
Теперь, внимание, ситуация пассажирам вагона «Биологи».
Около этой станции недалеко расположен лес. В этом лесу раньше жили волки. Но человек со временем истребил этих животных. И сейчас в этой местности стали появляться больные зайцы, лоси. Почему?
Ситуация для пассажиров вагона «Экологи».
Для увеличения численности пернатых местные власти решили разбить новый парк. Но птицы не торопились выводить птенцов на новом месте, к тому же встретить их было в новом парке большой редкостью. Чем это явление можно объяснить?
Изюмов Никита:
Я воспитан природой суровой.
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод…
(Н. Заболоцкий)
Впереди нас ждет последняя станция «Конечная».
Найди между строк животных!
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой.
Выпал снег и рьяный пес,
С ветки нас как вихрь снес.
Если озябли крылья в полете,
Значит, вам нужно летать в самолете!
Я как бы невзначай картинно опустилась
В том месте, где форель так весело резвилась.
Как вовремя пенка лесная пропела:
Борзая царапнуть меня не успела!
Ствол корой покрыт и мхом…
Поживиться б петухом!
А сейчас мы совершим путешествие в Царство Растений.
Нужно, чтобы два ученика от разных команд подошли к доске и решили кроссворд. Слова отгадываются по горизонтали. По вертикали прочитайте название одноклеточной водоросли, а из желтых квадратиков сложите название весеннего цветка. Кто больше отгадает слов, та команда и побеждает.
- Видоизмененные листья голосеменных растений.
- Растения, имеющие в зародыше одну семядолю.
- Растение, слоевище которого состоит из гриба и водоросли.
- Из чего развиваются первые листья зародыша растения?
- Место прикрепления семени к семяножке.
- Зачаток будущего растения.
- Второе название покрытосеменных растений.
- Корневая система, характерная для однодольных растений.
- Хвойное растение.
- Голосеменное растение нашей страны, ежегодно сбрасывающее хвою.
- Мох, способный поглощать воду в 20-25 раз больше своей массы.
- Корень, образующийся на стеблях, а иногда и на листьях растений.
А сейчас мы подведем итоги нашего внеклассного мероприятия! Слово жюри.
Наше путешествие закончилось. Что нового вы узнали? Понравилось ли вам наше мероприятие? И в заключение, хочу прочитать стихи:
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек – он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек – он ведь тоже природа.
Так давайте природу беречь!
Наше экологическое путешествие подошло к концу. Молодцы! Всем большое спасибо за участие в нашем мероприятии!
Информационные ресурсы
- woman.build2.ru/viewtopic.php?id=38
- Воронина Г. А. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Волгоград: Учитель, 2004.
- Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. М.: 5 за знания, 2007.