Эстетические классы и их роль в формировании коммуникативных способностей учащися

Разделы: Общепедагогические технологии


 «Духовный багаж», в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством:
чем он больше, тем легче человеку идти по дорогам жизни»
Д. Кабалевский 

Ни для кого ни секрет, что эмоциональная сфера является важной составляющей полноценного развития младших школьников. Никакие коммуникативные контакты, общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. На наш взгляд, творчество и искусство могут и должны стать, тем фундаментом, который поможет в становлении и развитии подрастающего поколения, основополагающим фактором в формировании дружеских отношений в детском коллективе. В связи с тем большим потоком негативизма, порой даже агрессии, которую наши дети черпают из средств массовой информации, нам приходится с горечью констатировать факт полного неумения, а может быть, и нежелания устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Для педагогов, работающих в детских коллективах, проблема конфликтности и агрессии стала настоящим бедствием.

Мы считаем, что время замалчивания данной проблемы прошло, и настала острая необходимость ее разрешения. В чем же мы видим выход из сложившейся ситуации? Можно сформировать основные направления в решении назревшей проблемы:

  1. Наиболее полное использование возможностей системы дополнительного образования.
  2. Реализация модели «школы полного дня».
  3. Развитие у ребенка с раннего детства креативности – способности к творческому конструктивному нестандартному мышлению и поведению.
  4. Развитие творческого, художественного потенциала ребенка.

Для чего современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одарённых от природы – художников, поэтов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто «обречён» жить в ситуации душевного дискомфорта. С этой точки зрения огромный потенциал для развития творческих способностей учащихся имеет дополнительное образование. Именно оно позволяет наиболее полно раскрыть, развить и преумножить возможности каждого ребенка. Совместная творческая деятельность детей не только объединяет их по интересам, но и становится тем прочным фундаментом, на котором строятся взаимоотношения между учащимися. К сожалению, патологическое нежелание современных школьников читать приводит к такому оскудению их словарного запаса, что порой им просто не хватает элементарных слов для общения. У них, как правило, не развито воображение. Те, кто работает с младшими школьниками, думаем, с нами согласится, что ребята, порой, не могут даже найти предмет для беседы. Тогда как совместное творчество, поездки на концерты, конкурсы, фестивали помогают не только раскрепостить ребят в общении, но и значительно расширяют их кругозор. Дети, занимающиеся в творческих коллективах, всегда легче социально адаптируются, у них более благоприятное психическое и эмоциональное состояние. Мы в процессе своей работы в эстетических классах заметили значительное снижение агрессии во взаимоотношениях ребят. Когда у каждого ребенка имеется равный шанс для самовыражения в творчестве, доказывать свое преимущество на кулаках отпадает необходимость. И самое главное, находясь в школе практически целый день, постоянно сотрудничая друг с другом, ребята учатся выстраивать взаимоотношения друг с другом, овладевают коммуникативными навыками, постигают нелегкую науку жизни в социуме.

Социально-экономические преобразования последнего десятилетия привели к необходимости интеграции дополнительного и основного – общего школьного образования. В настоящее время необходимость такой интеграции создала условия для формирования модели «школы полного дня», что позволяет наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребёнка в условиях учебного сообщества, а также усилия общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников. Это школа, обеспечивающая в комплексе организацию общеобразовательной, развивающей, художественно-эстетической, оздоровительной деятельности в соответствии с учебным планом и индивидуальными интересами обучающихся детей в течение «полного дня». Это не просто продлённый день, а содержательно наполненная образовательная среда, в которой ребёнок получает навыки выбора социально значимой и интеллектуальной деятельности, приобретает жизненный опыт, учится ответственности за свой выбор, осваивает умения по организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, стремлений. По модели «школы полного дня» работают многие образовательные учреждения, и данный опыт широко распространён в регионах России.

На базе средней школы № 141 и детской музыкальной школы № 10 города Казани для более эффективного взаимодействия дополнительного и основного – общего школьного образования были созданы классы эстетического развития. В классах «полного дня» дети получают музыкально-эстетическое образование.      Основной спецификой данных классов является их общедоступность. Если при обучении в музыкальной школе проводится отбор детей по уровню их музыкальности, то в нашем случае такого отбора нет, обучение идет для всех детей без исключения. Основополагающим фактором в данном случае является лишь желание ребенка. Не из каждого ребенка может вырасти Моцарт, ни у каждого есть талант и терпение для овладения игрой на музыкальном инструменте, но получить общее эстетическое образование может и должен каждый ребенок. Без этого невозможно говорить о гармонично развитой личности, личности, способной устанавливать контакты и дружески взаимодействовать со сверстниками. Да и благотворное влияние музыки на интеллект человека и на уровень его культуры не вызывает ни у кого сомнения.

Обучение в эстетических классах начинается, как правило, с первого класса общеобразовательной школы. Программой предусмотрены следующие предметы: вокал, хореография, музейное дело, актерское мастерство, сценопластика, основы музыкальной грамотности. При желании ребенок может получить также классическое музыкальное образование в ДМШ. Учебные занятия проводятся в первой половине дня, а вторая половина дня отведена для дополнительного образования детей. Внеклассная работа позволяет всесторонне развивать познавательную активность детей в различных областях. Она интегрирует эстетическое, нравственное, умственное воспитание, позволяет налаживать и укреплять дружеские отношения в коллективе. Совместная работа, как в процессе обучения, так и в процессе подготовки к концертам, спектаклям, разного рода представлениям позволяет объединить и сплотить не только ребят, но и, что не маловажно, их родителей. Видя своего ребенка на сцене, радуясь его творческим победам, родители получают возможность по - новому взглянуть на своих детей, а зачастую и пересмотреть свое к ним отношение. Наша практика имеет тому множество подтверждений. Кроме того, совместная подготовка к мюзиклам (изготовление костюмов, декораций, реквизита) позволяют и родителям стать сопричастными к творчеству своих детей. Таким образом, совместное творчество, общие интересы сплачивают как детей, так и детей и их родителей. В данном случае весь процесс воспитания ребенка становится не только прерогативой школы, но и побуждает родителей активно участвовать в жизни класса.

В поисках новых форм, связанных с решением основной педагогической проблемы, которую мы поставили перед собой – формирование коммуникативных способностей учащихся и создание дружеских отношений в детском коллективе, мы опробовали различные формы музыкального образования детей. Наиболее интересным детям стал метод «драматизации» песни, который в процессе работы перерос в создание спектаклей – мюзиклов. Эти представления получили признание и большую поддержку у педагогов школы, детей и родителей.

Работа ведётся по трем направлениям: вокал, хореография и актёрское мастерство. Сюжетное действие передаётся при помощи реплик, песен и танцев. И в зависимости от способностей ребенка в том или ином вышеназванном направлении, педагогами создаются условия для наиболее яркого раскрытия творческого потенциала детей. Ни один ребенок не остается в стороне. Для каждого есть своя, пусть даже и маленькая, но роль, в которой он может раскрыться и это станет стимулом для получения более сложных ролей в следующем спектакле. Каждый эстетический класс имеет свой репертуар, учитывающий его потенциал и уровень подготовки ребят. За три года обучения мы пришли к возможности создания на базе эстетических классов настоящих мюзиклов и видеоклипов, и достигли высоких результатов. Так, мюзикл «Сказка про лень» стал победителем городского конкурса «В здоровом теле – здоровый дух!». Видеоклип «Если хочешь быть здоров» - лауреат I степени городского конкурса «ЗОЖ». Мюзикл «Ах, эта школа» - лауреат городского конкурса «Большая перемена» и всероссийского конкурса «Перекресток – школам». Видеоклип «Мы вместе» - лауреат I степени республиканского конкурса детского и юношеского творчества, а также лауреат всероссийского конкурса «Перекрёсток талантов».

Смеем напомнить, что в этих классах занимаются самые обычные дети, не проходившие никакого отбора по уровню музыкальности. Главное, что у них есть – это огромное желание заниматься творчеством, и конечно, мы, одержимые педагоги.