Раздел программы: «Современное производство и профессиональное образование».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок-путешествие.
Технология: игровая технология.
Класс: 11
Цели урока:
- Обучающая цель: создать условия для формирования первичного представления о темпераменте, о его типах.
- Развивающая цель: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
- Воспитательная цель: побудить интерес к изучению предмета.
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – познакомиться с понятиями «темперамент», «типы темперамента», « холерик», « сангвиник», «меланхолик», «флегматик», совершенствование навыков составления психологического портрета учащегося по типам темперамента.
- Развивающая – развитие памяти, внимательности, мышления.
ПЛАН УРОКА
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Орг. момент. | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | Постановка целей, задач урока |
3. Коррекция знаний по темам: «Введение в психологию», «Характер». | Беседа |
4. Объяснение темы урока | Использование опорного конспекта |
5. Этап обобщения, систематизация знаний и закрепление изученного | Работа в тетради, с раздаточным материалом |
6. Подведение итогов, домашнее задание | Беседа |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- Приветствие.
- Шкала настроения.
2. Мотивационное начало урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по прекрасной и удивительной стране Психология. Страна очень большая, и в ней можно заблудиться. А для того чтобы не заблудиться у нас есть карта.(Приложение №1) На карте обозначены города и микрорайоны, в которых нам предстоит сегодня побывать. Мы познакомимся с жителями города Темперамент. Узнаем о истории происхождения этого города, какие типы темперамента у его жителей, научимся определять тип темперамента.
3. Коррекция знаний по темам: «Введение в психологию», «Характер».
- Итак, давайте расскажем нашим гостям о стране, по которой мы будем путешествовать.
Вопросы:
- Дайте определение психологии как науки.
- Объясните значение понятия «психика».
- Поясните разницу между житейской и научной психологией.
- Как появилось название и первое определение психологии.
- В каком веке психологию стали рассматривать как науку?
- Молодцы! И первый город который встречается нам на пути это город Характер. У каждого жителя этого города есть свой характер. А что мы называем характером? (отв.: неповторимое, индивидуальное сочетание постоянных и существенных психологических черт личности). А что нам, как педагогам, дает знание характера другого человека? (ответ: мы можем предвидеть, предсказать как человек поведёт себя в той или иной ситуации). Из каких компонентов складывается характер? (ответ: в основу заложены 1 или 2 наиболее яркие черты характера).
4. Объяснение темы урока.
- Следующий город на карте это город Темперамент. Тема нашего урока «Темперамент». Откройте тетради. Запишите тему урока и эпиграф к уроку:
«Часто встречаются люди, которые не осознают в чём их собственная сила».
Н.Элькельман.
- Название города носит психологический термин «темперамент». Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых всё знают. Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов – об одном утверждаем: «типичный холерик», другого именуем «флегматиком», третьего «меланхоликом» и четвёртого «сангвиником». Если я вас попрошу поднять руку тех, кто считает себя холериком, потом – сангвиником и т.д. Оказывается чаще всего люди считают себя холериками и сангвиниками. Флегматики встречаются реже, а в меланхоличности редко кто соглашается признаться.
Задание: напишите на листочке свой тип в конце урока мы проверим так ли это.
- Впервые более или менее подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их теле. Таких жидкостей, как считал Гиппократ, у человека четыре: кровь, желчь (чёрная и жёлтая), затем слизь. Гиппократ думал, что у сангвиников преобладает кровь («сангвис»), у холериков – жёлтая желчь («холе»), у флегматиков преобладает слизь или лимфа («флегма»), а у меланхоликов – чёрная желчь («мелайнехоле»). Его последователь древнеримский врач Клавдий Гален, ввёл в употребление термин «темперамент» с латинского «надлежащее соотношение частей, соразмерность». С тех пор, говоря о поведенческих проявлениях людей, мы пользуемся словом темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, возникновение и прекращение. (термин в тетрадь)
- От чего же зависят различия людей по темпераменту?
- По мнению немецкого философа 18 века И.Канта, люди различаются по проявлениям чувств, их глубине и продолжительности. Немецкий врач-психиатр 19 века Э.Кречмел считал, что существует связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. Швейцарский психолог конца 19 века- начала 20 века К.Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события, если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют собственные переживания и собственная личность. Первых К.Юнг назвал экстравертированными, вторых – интровертированными. Исследования других психологов показали, что интро- и экстроверсия очень ярко проявляются прежде всего в процессе общения. Наиболее же успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П.Павлов, предложивший, что он зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. И.П.Павлов открыл и описал эти особенности.
- Предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой коротко обобщаются психологические проявления темперамента. (см. Приложение №3)
- Каждый тип темперамента имеет свои характеристики. Давайте охарактеризуем жителей микрорайона «Холерик» . (Характеристики учащиеся записывают в тетрадь).
- Чувствительный,
- Беспокойный
- Агрессивный
- Непостоянный
- Активный
- Оптимистичный
- Импульсивный
Сангвиник
- Общительный
- Разговорчивый
- Контактный
- Непринуждённый
- Жизнерадостный
- Склонный к лидерству
- Несклонный к беспокойству
- Отзывчивый
Флегматик
- Пассивный
- Осмотрительный
- Рассудительный
- Доброжелательный
- Спокойный
- Управляемый
Меланхолик
- Тревожный
- Склонный к рассуждениям
- Сдержанный
- Необщительный
5. Этап обобщения, систематизация знаний и закрепление изученного.
- Посмотрите на карту (см. Приложение №1). В городе есть школа и в ней обучаются дети из разных микрорайонов (см. Приложение №2). Попробуем определить дети, каких темпераментов обучаются в школе.
Задание: Определить типы темперамента. Работа в паре. (3 мин.)
Костя Т. Очень живой, непоседливый подросток. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и возбужденно рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книге. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы: увлекшись новым делом, мальчик легко охладевает к нему. У него живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На неинтересных же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив двойку он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у одного учителя он прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям.
Ответ: С а н г в и н и к
Саша П. Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать не подумав и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. Очень выразительное лицо. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет увлеченность, упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, и с большой энергией их преодолевает.
Ответ: Хо л е р и к
Коля М. На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, он обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и в этот день на всех уроках сидел расстроенный о подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать — улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становиться глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив двойку, нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку. Свои способности и знания оценивает низко, тогда как в действительности они несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он теряется и всё доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.
Ответ: М е л а н х о л и к
Ваня Р. Его отличают неторопливость и спокойствие. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго ни занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом Внешне он не возбуждается и ничему не удивляется на уроке, что бы ни происходило в классе. С младших классов он любят занятия по математике и по физкультуре, и этим привязанностям остается верен. Он участвует в спортивных соревнованиях (гимнастика), не обнаруживая, в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным.
Ответ: Ф лег м а ти к
- Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов темперамента, хотя преобладают свойства одного.
- Сравнивая темпераменты разных людей, нужно обязательно помнить то, что не бывает плохих или хороших темпераментов. Честным, добрым, вежливым, смелым или наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым, можно быть при любом темпераменте. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. Можно говорить также о соответствии темперамента личности той деятельности, которой она (личность) намерена заниматься.
- Сангвиникам скорее всего будет сопутствовать успех в сфере организации и управления. Сангвинические задатки полезны всюду, где нужны мобильность и умение быстро переключаться на другие дела. Флегматический темперамент характеризует человека, способного решать те же задачи, что и сангвиник, но с большими склонностями к стратегической деятельности. Руководителю в первую очередь необходимы флегматические черты. Ему противопоказаны как поспешность, так и долгие колебания в ответственный момент, неоправданный оптимизм или преувеличение трудностей. Человек с меланхолическим темпераментом мало приспособлен для самостоятельной управленческой работы. Ему больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными. Точность в сочетании с дипломатичностью в обращении - характерная черта меланхоликов. Преобладание холерических черт сулит успех в работе, где ценятся напор и безудержность.
- Тем не менее диапазон предпочтительных сфер деятельности для всех без исключения темпераментных структур очень широк. К тому же целенаправленные упражнения способны в некоторой степени изменить и саму структуру темперамента. Однако стоит ли менять? Ведь в каждом из основных типов темпераментов можно найти немало привлекательных черт. В связи с этим всемирно известный немецкий психолог В.Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий - меланхоликом, впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить ответственные решения лучше всего сможет флегматик.
- Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.
Практическая работа. «Определение своего типа темперамента» (Приложение №4)
- А теперь посмотрите в свои записи в начале урока. Совпадают ли они.
Вопросы для закрепления изученного материала:
- Дать определение понятию «темперамент» как психологическому свойству личности.
- Рассказать, кто из учённых занимался исследование проблемы темпераментов и каким образом.
- Охарактеризовать каждый тип темперамента по типу высшей нервной деятельности.
Развивающая процедура. Игра «Темпераментный концерт».
Учащиеся разбиваются на группы по типу темперамента, инсценируя любой концертный номер в соответствии с особенностями темперамента.
6. Подведение итогов, домашнее задание.
- На этом мы заканчиваем урок. Он был интересен, мы узнали много нового.
Домашнее задание:
- Предложите оптимальную для педагогической деятельности «формулу» темперамента.
- Определить тип темперамента знакомого человека и составить его характеристику.
Список литературы:
- Е.А.Аджиева, Л.А.Байкова и др. 50 сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 160с.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. для тебя и о тебе: Кн. Для учащихся. – М., 1991. – 223с.
- Зуева С.О. Тетрадь для самостоятельных работ по курсу «Психология человека». – Благовещенск, 1998г. – 84с.
- Методика преподавания курса «твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя/С.Н.Чистякова, Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М. Просвещение, 1997.-189с.
- Очерки по педагогике и психологии: Учебное пособие для учащихся педагогических классов, лицеев и гимназий. / сост.: С.О.Зуева, Е.В.Самсонова, Л.В.Медведева, В.А.Путинцева, Н.И.Сердюкова; Под общ.ред. Е.В.Самсоновй. В 3-х ч. Ч.III. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 104 с.