Для проведения урока на доске оформлена карта “Королевство тканей”, разделенная на 4 королевства: Лен, Хлопок, Шерсть и Шелк. Проложена (нарисована) железная дорога и обозначены 5 станций: “Королевство тканей”, “Загадкино”, “Практическая”, “Спортивная” и “Подарочная” (см. фото). В проведении урока принимают участие учитель музыки и учащиеся 8 класса ( 4 королевы). Последовательность проведения практической работы и конкурса “Определи лицевую и изнаночную сторону ткани” даны в приложениях №1 и №2.
План-конспект урока
Тема урока: “Путешествие в королевство тканей”
Цель урока:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках
- Систематизировать и дополнить знания учащихся, полученные на уроках технологии о тканях, их изготовлении;
- Воспитывать самостоятельность учащихся при проведении практической работы.
технологии.
Оснащение урока: Карта королевства тканей, макет голубого вагона, карточки-задания, образцы тканей.
Ход урока
I. Организационный момент:
- приветствие учащихся; проверка явки учащихся, заполнение классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку;
- доведение до учащихся темы и плана урока.
II. Теоретическая часть урока:
Вступительное слово учителя технологии:
Дорогие девочки! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок-путешествие в загадочную и волшебную страну “Королевство тканей”. Путешествовать по Королевству тканей мы будем в голубом вагоне, останавливаться на разных станциях, участвовать в конкурсах и соревнованиях, выполнять различные задания. Путешествовать мы будем вместе с учителем музыки Азаровой Светланой Петровной, которая поможет сделать наше путешествие веселым и незабываемым.
В прошлом году в 5 классе и в этом году в 6 классе мы познакомились с тканями растительного и животного происхождения, и сегодня мы встретимся с их королевами. Чтобы попасть в Королевство тканей они устроят вам небольшой экзамен, так, что будьте внимательны, вспомните все, что вы знаете о волокнах, тканях, их изготовлении.
Вступительное слово учителя музыки:
В наш стремительный век скорости и электроники люди приспособились слушать музыку прямо на ходу и даже на бегу, так сказать, совмещая приятное с полезным.
Сегодня мы будем путешествовать по Королевству тканей.
А, чтобы еще интересней и легче казалось идти,
Споем и веселая песня поможет в далеком пути.
Что мы будем петь в пути? Дети отвечают “Голубой вагон”.
Итак, садимся в голубой вагон, кстати, вы знаете песню “Голубой вагон”?....(Дети отвечают да) Вот и отлично. Чтобы в пути нам было не скучно, вы будете петь эту песню, а я буду вам аккомпанировать на аккордеоне.
Готовы в путь? Тогда поехали. (Поют I куплет).
III. Путешествие по Королевству тканей
(на магнитофон записан гудок паровоза и голос машиниста)
Звучит сигнал машиниста. Машинист объявляет: “Внимание! Станция “Королевство тканей”. Просьба не забывать в вагоне свои знания и умения”.
Учитель технологии: “Вот мы и приехали. А кто это нас встречает?
Королевы: “Здравствуйте, девочки. Мы королевы прекрасного и огромного Королевства тканей.
Королева Хлопок: - “Мы очень рады, что вы решили совершить путешествие по нашему королевству”.
Королева Шерсть: - “А что вы знаете о нашем королевстве и о наших тканях?”.
Королева Шелк: - “Королевы, давайте их проэкзаменуем, можно ли их пускать в наше королевство?”.
Королева Лен: - “Скажите, пожалуйста, девочки:
- из чего ткут ткани?
- из чего получают нити?
- какие волокна растительного происхождения вы знаете?”
Королева Шерсть:
- “Какие волокна животного происхождения вы знаете?
- кто дает нам эти волокна?
Королева Хлопок: - “Ну, что королевы, я думаю, они выдержали экзамен. Приятного вам путешествия девочки по нашему прекрасному Королевству.
Учитель технологии: - “Молодцы, девочки! С первым заданием вы справились. Въезд в Королевство для нас открыт.
Учитель музыки: Поехали! (Поют …. “Скатертью, скатертью дальний путь стелется…..)
Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Внимание, станция “Загадкино”. Просьба не забывать в вагоне юмор, смекалку”.
Учитель технологии: - “Девочки, на уроках технологии мы познакомились с волокнами растительного и животного происхождения, тканями, которые получают из этих волокон, их свойствами. На этой станции вы должны будете отгадать загадки, иначе следовать дальше наш вагон не сможет.
Уважаемые королевы попросили меня загадать вам эти загадки:
- Я кустарник не простой, цвету красиво я весной.
Когда созрею - соберёте, но…
В коробочках найдете не семена, а волокно. (Хлопок)
2. Чтобы ткань не осыпалась, я по краю прохожу.
Долевую нить на ткани вам легко я укажу. (Кромка)
- Я ниточка пушистая и слегка волнистая,
- Я стройная красавица, натянута и скручена.
Вверх вниз как уточка ныряю, ткать ткани помогаю.
Если взять и потянуть, меня можно растянуть.
Всегда встречаюсь с кромкой, а звук глухой – не звонкий. (Нить утка)
Захочешь растянуть меня, вряд ли, что получится.
Иду я рядом с кромкой, а звук – послушай – звонкий. (Нить основы)
- Долго я на поле рос, в августе меня скосили, хорошо в снопах сушили.
На фабрике меня трепали, а потом еще чесали,
И на прядочки делили, каждую из них скрутили,
Что же это за процесс, что вы получили? (прядение, пряжу льна)
Учитель технологии: Молодцы, девочки! Вы хорошо справились с заданием, показали хорошие знания и мы можем ехать дальше.
Учитель музыки: Все готовы? В путь!
(Поют…. Если вы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист.
Жить без приключения никак нельзя, эй, прибавь-ка ходу, машинист….)
Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Станция “Практическая”. Просьба не забывать в вагоне инструменты, тетради, письменные принадлежности.
Учитель технологии: - “Загадки мы с вами отгадали. А теперь давайте покажем нашим уважаемым королевам, как хорошо вы знаете процесс изготовления тканей, отделку тканей, какие стороны имеет ткань. Итак, уважаемая королева Хлопок, вам слово.
Королева Хлопок: -
- что такое ткачество?
- как называются нити, идущие вдоль ткани, какими свойствами они обладают?
- что такое кромка?
- как называются нити, идущие поперек ткани, какими свойствами они обладают?
- какие 3 вида тканей по способу отделки вы знаете?
- как получают гладкокрашенную ткань?
- как получают печатную ткань?
- как получают пестротканую ткань?
- по каким признакам определяют лицевую и изнаночную сторону ткани?
Молодцы, девочки! Вы хорошо усвоили этот материал.
IV. Практическая часть урока: (приложение №1)
Учитель технологии: - “А теперь выполним практическую работу. У вас на столах лежат карточки с заданием.
На карточке №1 с шестью образцами тканей, нужно написать какие это ткани, в зависимости от вида отделки ткани (гладкокрашенные, печатные, пестротканые).
Карточка №2 – к ней прикреплен кусочек ткани. Нужно определить на ткани и обозначить буквами долевую нить (д), поперечную нить (п), кромку (к). На выполнение задания вам отводится 5 минут. Не забудьте на карточках написать свою фамилию. Приступайте к выполнению практической работы.
Самостоятельная работа учащихся (5 минут)
Учитель технологии:- “Итак, практическую работу вы выполнили. Попросим уважаемых королев проверить, насколько хорошо вы справились с работой. Пожалуйста, уважаемые королевы, оцените работу учащихся.
Учитель музыки: А мы все вместе продолжим наш путь. Не устали? Тогда поехали с песней! (Поют…Скатертью, скатертью дальний путь стелется…)
Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Внимание. Станция “Спортивная”. Просьба не забывать в вагоне ловкость, быстроту, смелость и азарт”.
Учитель технологии: - “На этой станции королевы предлагают нам провести соревнования. Мы разделимся на две команды “Быстрые” и “Ловкие”. На предыдущей станции мы вспомнили, по каким признакам определяют лицевую и изнаночную стороны ткани. Сейчас команды, соревнуясь друг с другом, определят лицевую и изнаночную стороны ткани по яркости рисунка, по ворсу, по блеску (см. Приложение №1).
Выиграет та команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.
Команды готовы? Старт!”
Учитель музыки: - “Девочки, вы просто настоящие спортсменки! Вы так азартно соревновались, что и нам захотелось участвовать вместе с вами в этой эстафете знаний с препятствиями.
Учитель технологии: “Уважаемые королевы, проверьте, насколько правильно спортсменки выполнили задание и оцените его”. (Королевы проверяют).
Королева Лен: - “I место заняла команда “…..”
II место заняла команда “….”.
Учитель технологии: - “Молодцы девочки! Вы хорошо научились определять лицевую и изнаночную стороны ткани и не растерялись, когда это нужно было делать в форме соревнований”.
Учитель музыки: “Вы не устали? Наше путешествие подходит к концу. Осталась всего одна станция. Готовы? Поехали! (Поют песню).
Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Станция “Подарочная”. Конечная. Не забывайте в вагоне свои вещи, хорошее настроение”.
V. Заключительная часть урока:
Учитель технологии: - “Вот и подошло к концу наше путешествие по Королевству тканей. Вам понравилось? Вы показали хорошие знания по материаловедению, справились с практической работой (если есть недостатки – показать и назвать какие). На всех станциях вы старались показать свои знания и умения, пели, шутили, соревновались. В общем, все было как в хорошем путешествии. Но все когда-то кончается, подошло к концу и наше путешествие.
За практическую работу “5” получили…., “4” получили…. “3” получили…
И в заключение нашего урока к вам обращаются уважаемые королевы:
“Дорогие девочки! Нам было очень приятно, что у нас в гостях были веселые, умелые, знающие очень много о тканях умные дети. На память о нашей встрече мы хотели бы сделать вам небольшие подарки (игольницы). Успехов вам в дальнейшем изучении предмета технология. Мы ждем вас на следующий год, вы познакомитесь с другими нашими королевами. До скорой встречи! (Уходят)
Учитель технологии: - “Путешествие завершилось. Подошел к концу и наш урок. На следующем занятии мы начинаем новую тему “Машиноведение”. Запишите домашнее задание: рабочая коробка со швейными принадлежностями, ткань ситец 20х20 для образцов швов.