Цель: совершенствование умений в правописании безударных окончаний имён прилагательных.
Задачи:
- Воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени прилагательного.
- Развивать образное, творческое мышление, устную, письменную речь, внимание. Учить видеть красоту русского языка. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.
- Воспитывать чувство ответственности за товарищей, умение подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.
Формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных.
Оборудование:
- Презентация (слайды);
- Карточки с заданиями, сигнальные “флажки”;
- Карта экспедиции;
- Маршрутные листы;
- Памятки-алгоритмы.
Дети работают индивидуально, в группах по четыре человека и в парах внутри группы.
Ход урока
- Организационный момент.
Возьмите за руки друг друга и пожелайте всем успешной работы.
- Постановка учебной задачи
- Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные … прилагательные!
- Тема нашего урока - “Имя прилагательное” ( Приложение 1, слайд 1)
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок путешествие к Земле Знаний. ( Приложение 1, слайд 2)
- Может быть кто-нибудь сформулирует цель нашего путешествия? (закрепить умения, правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных, правильно употреблять их в речи)
- Эмоциональный настрой.
- Наше путешествие будет полно опасностей и неожиданностей, поэтому нужно работать дружно. Давайте повторим правила сотрудничества.
ТДВО ( Приложение 1, слайд 3)
- Отправляемся из порта Чистописания. ( Приложение 1, слайд 4)
- Запишите дату отплытия. (работают на рабочих листах)
ая яя ое ее ый ий ой ые ие
Чем красивее вы напишите, тем устойчивее он будет
- Посмотрите на узоры
- Что они вам напоминают? (окончания прилагательных)
- Расскажите о прилагательных, имеющих такие окончания.
-ая, -яя – ж.р.
-ое, -ее – ср.р.
-ый, -ий, -ой – м.р.
-ые, -ие –мн.ч.
- В каком падеже у прилагательных такие окончания? ( И.п.)
- Молодцы! Отправляемся в плавание!
- Словарная работа.
- Вот мы уже в море словарных слов. Неспокойно море, преодолеть его можно, если слова будут превращены в прилагательные.
- Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, образуйте однокоренные прилагательные.
Св.бода - | М.р. |
П.года - | Мн.ч. |
Д.рога - | Ж.р. |
Б.гаж- | М.р. |
Сев.р- | Ср.р. |
Гор.д- | Ж.р. |
1 группа. Подберите к прилагательным существительные
- Назовите прилагательные м.р., ж.р., ср.р., мн.ч. ( Приложение 1, слайд 5)
- Какого рода прилагательное погодные?
- Какие знания вам понадобились? ( прилагательные бывают … рода, во мн.ч. род не определяется)
- Физкультминутка для глаз. “ Компас”. ( Приложение 1, слайд 6-7)
- Основная часть урока.
1) Выборочное списывание.
- Наш компас привел нас в залив Прилагательных ( Приложение 1, слайд 8)
- Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая отвечает на вопросы…)
- С какой частью речи связано? (с существительным, связь – согласование)
- В чём согласуются прилагательные с существительным? (в роде, числе и падеже)
- В заливе много подводных рифов, чтобы наш корабль не попал на них, надо проложить путь:
- прочитайте предложения ( Приложение 1, слайд 9)
- что это за предложения (пословицы)
- о чём они? (о труде)
Добр.. семенем поле засевать – никогда нужды не знать
Где работа, там и густо, а в ленив.. избе пусто.
Под лежач.. камень вода не течёт.
- Найдите в каждой пословице словосочетание, в котором есть прилагательное, выпишите их, выделите окончания.( Ученик работает у доски)
- Взаимопроверка.
проверьте друг друга в парах, оцените работу Что нужно знать, чтобы написать безударные окончания прилагательных? Составьте алгоритм (работа в группах)
1.Найти главное существительное.
2. Определить род и падеж.
3. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже.
4. По вопросу проверить окончание
(Приложение 1, слайд 6-7)
- Самопроверка
проверьте себя по образцу ( Приложение 1, слайд 10)
- Чтобы знаний добиться - нужно хорошо потрудиться!
2) Творческая дифференцированная работа.
Мы подплываем к острову Творчества. (
Приложение 1, слайд 11)
Странный листок выпал из бортового журнала.
Солёная вода размыла все буквы. SOS! Помогите,
вставьте прилагательные в предложения! (
Приложение 1, слайд 12)
Что помогло вам написать такой замечательный текст?
Физкультурная пауза. ( слайд с музыкой) (
Приложение 1, слайд 12-13)
Ждут берега нас далёкой стран
Пусть бури и ветры, с тобой верный друг
И помощь протянут тебе сорок рук.
3) Групповая работа.
Мы с вами приплыли в залив Закрепления.
( Приложение 1, слайд 15)
4 ) Тест
- Земля! Это Земля Знаний! Но непросто на неё попасть. Путь преграждает крепость на её камнях расположен тест. Выполните его. ( Приложение 1, слайд 16-19)
6 ряд. Выдели окончание прил. в словосочетании – в син.. воде
5 ряд. Выдели окончания прил. мн.ч., И.п.
4 ряд. Выдели окончания прил. м.р., В.п., ед.ч.
3 ряд. Выдели окончания прил. ж.р., Т.п., ед.ч.
2 ряд. Выдели окончание прил. в словосочетании – зимн.. утром.
1 ряд. Выдели окончания прил. м.р.,ед.ч.., И.п.
Проверка. ( Приложение 1, слайд 20)
Молодцы! Ключ к воротам подобрали правильно!
8.Подведение итогов. Составление паспорта прилагательного. “Карусель”
- В любой стране нужен документ, удостоверяющий личность. Давайте составим паспорт для прилагательного. Для этого вам понадобятся все ваши знания об этой части речи.
- Работать будете выполнять все экипажем, заполняете первый пропуск и передаёте по часовой стрелке, проверяете работу товарища, заполняете следующий пропуск. Можно помогать.
Составьте паспорт имени прилагательного.
- Имя прилагательное – это…………………………….., которое обозначает ……………. ……………., отвечает на вопросы…………………………………………………………………… . Начальной формой является…………….. . Морфологические признаки прилагательного: ……………………………………….., и зависят они от……………………………. В предложении прилагательное является чаще всего…………………………., а может быть ………………………… .
- Проверка (зачитайте паспорт) Вы справились с заданиями. За активную работу получают отметки … Каждый получит отметки за тест и творческую работу.
9. Домашнее задание, дифференцированное по объёму.
Наше путешествие подходит к концу, но впереди
вас ждёт ещё много походов по Земле Знаний, чтобы
знания были прочными, выполните домашнее
задание
10. Рефлексия. Цветопись.
11. Резервное задание.
- Составим словосочетание о нашем уроке.
См. приложение 3.