Урок-смотр знаний по русскому языку в 4-м классе на тему "Имя прилагательное. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствование умений в правописании безударных окончаний имён прилагательных.

Задачи:

  1. Воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени прилагательного.
  2. Формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных.

  3. Развивать образное, творческое мышление, устную, письменную речь, внимание. Учить видеть красоту русского языка. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.
  4. Воспитывать чувство ответственности за товарищей, умение подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.

Оборудование:

  • Презентация (слайды);
  • Карточки с заданиями, сигнальные “флажки”;
  • Карта экспедиции;
  • Маршрутные листы;
  • Памятки-алгоритмы.

Дети работают индивидуально, в группах по четыре человека и в парах внутри группы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Возьмите за руки друг друга и пожелайте всем успешной работы.

  1. Постановка учебной задачи
  • Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока

Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные … прилагательные!

  • Тема нашего урока - “Имя прилагательное” ( Приложение 1, слайд 1)
  • Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок путешествие к Земле Знаний. ( Приложение 1, слайд 2)
  • Может быть кто-нибудь сформулирует цель нашего путешествия? (закрепить умения, правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных, правильно употреблять их в речи)
  1. Эмоциональный настрой.
  • Наше путешествие будет полно опасностей и неожиданностей, поэтому нужно работать дружно. Давайте повторим правила сотрудничества.

ТДВО ( Приложение 1, слайд 3)

  • Терпеливость Вежливость
  • Доброжелательность Общий результат зависит от моей работы
  1. Чистописание.
  • Отправляемся из порта Чистописания. ( Приложение 1, слайд 4)
  • Запишите дату отплытия. (работают на рабочих листах)

ая яя ое ее ый ий ой ые ие

Чем красивее вы напишите, тем устойчивее он будет

  • Посмотрите на узоры
  • Что они вам напоминают? (окончания прилагательных)
  • Расскажите о прилагательных, имеющих такие окончания.

-ая, -яя – ж.р.

-ое, -ее – ср.р.

-ый, -ий, -ой – м.р.

-ые, -ие –мн.ч.

  • В каком падеже у прилагательных такие окончания? ( И.п.)
  • Молодцы! Отправляемся в плавание!
  1. Словарная работа.
  • Вот мы уже в море словарных слов. Неспокойно море, преодолеть его можно, если слова будут превращены в прилагательные.
  • Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, образуйте однокоренные прилагательные.
Св.бода - М.р.
П.года - Мн.ч.
Д.рога - Ж.р.
Б.гаж- М.р.
Сев.р- Ср.р.
Гор.д- Ж.р.

1 группа. Подберите к прилагательным существительные

  • Назовите прилагательные м.р., ж.р., ср.р., мн.ч. ( Приложение 1, слайд 5)
  • Какого рода прилагательное погодные?
  • Какие знания вам понадобились? ( прилагательные бывают … рода, во мн.ч. род не определяется)
  1. Физкультминутка для глаз. “ Компас”. ( Приложение 1, слайд 6-7)
  2. Основная часть урока.

1) Выборочное списывание.

  • Наш компас привел нас в залив Прилагательных ( Приложение 1, слайд 8)
  • Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая отвечает на вопросы…)
  • С какой частью речи связано? (с существительным, связь – согласование)
  • В чём согласуются прилагательные с существительным? (в роде, числе и падеже)
  • В заливе много подводных рифов, чтобы наш корабль не попал на них, надо проложить путь:

- прочитайте предложения ( Приложение 1, слайд 9)

- что это за предложения (пословицы)

- о чём они? (о труде)

Добр.. семенем поле засевать – никогда нужды не знать

Где работа, там и густо, а в ленив.. избе пусто.

Под лежач.. камень вода не течёт.

  • Найдите в каждой пословице словосочетание, в котором есть прилагательное, выпишите их, выделите окончания.( Ученик работает у доски)
  • Взаимопроверка.

проверьте друг друга в парах, оцените работу Что нужно знать, чтобы написать безударные окончания прилагательных? Составьте алгоритм (работа в группах)

1.Найти главное существительное.

2. Определить род и падеж.

3. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже.

4. По вопросу проверить окончание

(Приложение 1, слайд 6-7)

  • Самопроверка
    проверьте себя по образцу ( Приложение 1, слайд 10)
  • Чтобы знаний добиться - нужно хорошо потрудиться!

2) Творческая дифференцированная работа.
Мы подплываем к острову Творчества. ( Приложение 1, слайд 11)

Странный листок выпал из бортового журнала. Солёная вода размыла все буквы. SOS! Помогите, вставьте прилагательные в предложения! ( Приложение 1, слайд 12)

  • Давайте послушаем, что у вас получилось

Что помогло вам написать такой замечательный текст?

Физкультурная пауза. ( слайд с музыкой) ( Приложение 1, слайд 12-13)

  • Штормы и ветры нам не страшны
    Ждут берега нас далёкой стран
    Пусть бури и ветры, с тобой верный друг
    И помощь протянут тебе сорок рук.

    3) Групповая работа.
    Мы с вами приплыли в залив Закрепления. ( Приложение 1, слайд 15)
  • Под парусами вьются на ветру разноцветные флажки. В каждом из них задания для команд. Командиры, получите задание! Готовите сообща, один рапортует. Кто справится – просигналит. )
  • Рабочий лист ( Приложение 2)
  • Рапортуем о выполнении (проверка – устно, по группам)
  • Если правильно сложить флажки, то можно узнать, что мы скоро увидим. Штурманы, сложите слово!

4 ) Тест

  • Земля! Это Земля Знаний! Но непросто на неё попасть. Путь преграждает крепость на её камнях расположен тест. Выполните его. ( Приложение 1, слайд 16-19)

6 ряд. Выдели окончание прил. в словосочетании – в син.. воде

5 ряд. Выдели окончания прил. мн.ч., И.п.

4 ряд. Выдели окончания прил. м.р., В.п., ед.ч.

3 ряд. Выдели окончания прил. ж.р., Т.п., ед.ч.

2 ряд. Выдели окончание прил. в словосочетании – зимн.. утром.

1 ряд. Выдели окончания прил. м.р.,ед.ч.., И.п.

Проверка. ( Приложение 1, слайд 20)

Молодцы! Ключ к воротам подобрали правильно!

8.Подведение итогов. Составление паспорта прилагательного. “Карусель”

  • В любой стране нужен документ, удостоверяющий личность. Давайте составим паспорт для прилагательного. Для этого вам понадобятся все ваши знания об этой части речи.
  • Работать будете выполнять все экипажем, заполняете первый пропуск и передаёте по часовой стрелке, проверяете работу товарища, заполняете следующий пропуск. Можно помогать.

Составьте паспорт имени прилагательного.

  • Имя прилагательное – это…………………………….., которое обозначает ……………. ……………., отвечает на вопросы…………………………………………………………………… . Начальной формой является…………….. . Морфологические признаки прилагательного: ……………………………………….., и зависят они от……………………………. В предложении прилагательное является чаще всего…………………………., а может быть ………………………… .
  • Проверка (зачитайте паспорт) Вы справились с заданиями. За активную работу получают отметки … Каждый получит отметки за тест и творческую работу.

9. Домашнее задание, дифференцированное по объёму.

Наше путешествие подходит к концу, но впереди вас ждёт ещё много походов по Земле Знаний, чтобы знания были прочными, выполните домашнее задание

  • 1 и 2 группы. Составьте письмо для будущих первоклассников о нашей школе .
  • 3 группа – придумайте 4 словосочетания сущ. + прил. о школе, поставьте их в Т., В., Р. п.

10. Рефлексия. Цветопись.

  • Найдите на башне крепости флажок.
  • Если вы довольны своей работой, закрасьте его зелёным цветом,не совсем довольны – жёлтым,недовольны – красным.

11. Резервное задание.

  • Составим словосочетание о нашем уроке.

См. приложение 3.