Пояснительная записка
Данная программа, является продолжением курса экологии начальной школы, ориентированна на создание системы непрерывного экологического образования школьников.
Цель: сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения
учащихся в окружающей природной среде.Задачи:
- интерпретация теоретических понятий и законов экологии;
- изучение природы родного края, редких и исчезающих видов;
Программа курса “Экологического краеведения” рассчитана на 34 часа в год в 5 классе (1 час в неделю). В программе названы учебные темы, для каждой из них перечислены подлежащие изучению вопросы. Указаны основные требования к усвоению знаний и умений. Программа ориентированна на деятельностный подход в обучении, что обеспечивается включением в нее ряда практических работ, экскурсий. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
- Введение в экологию, среда обитания – 10 часа.
Экология - наука о связях организмов со средой обитания. История экологии. Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание и др. Характеристика четырех сред обитания, выявление приспособленности организмов к среде. Знакомство с водоемами нашего края.
Практические работы.
- Изучение приспособленностей организма к среде обитания на примере организмов местной флоры и фауны.
Экскурсия “Осенние явления в природе”
II. Экосистемы нашего края – 16 часов.
Понятие экосистемы, биогеоценоза, природного сообщества. Понятие пищевых цепей, пространственной организации экосистем, ярусности, развитие экосистем, сукцессии, поддержание устойчивости экосистем. Знакомство с видами биотических связей в природе. Понятие об агроэкосистемах, знакомство с природными сообществами Ивановского края. Солнце – источник энергии на Земле. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на процессы жизнедеятельности. Аккумулирование энергии Солнца живыми организмами. Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении живых организмов пищей и кислородом. Животные и их роль в ограничении числа растений. Природа - единое целое.
Практические работы.
- Описание экосистемы смешенного леса.
- Знакомство с культурными растениями Ивановской области.
- Выявление биотических связей в сообществах.
III. Влияние человека на природу – 8 часов.
Изучение влияния человека на природу прямого и косвенного. Понятие об охраняемых территориях, Красной книге, редких и исчезающих видах. Знакомство с охраняемыми территориями нашего края, редкими и исчезающими видами флоры и фауны.
Тематическое планирование по экологическое краеведению 5 класс (34 часа)
Тема 1. Введение в экологию, среда обитания(10 часов).
Что изучает экология?
- Среда обитания, факторы среды.
- Водная среда, водоемы Ивановской области.
- Наземно-воздушная среда.
- Почвенная среда.
- Организменная среда.
- Практическая работа №1 “Описание приспособлений организма к среде обитания”
- Экскурсия “Осенние явления в природе”.
- Обобщение знаний.
- Проверочная работа №1
Тема 2. Экосистемы нашего края(16 часов)
- Понятие об экосистеме, природном сообществе, биогеоценозе.
- Цепи питания.
- Пространственная организация экосистем.
- Биотические связи в природе.
- Развитие и смена экосистем.
- Агроэкосистемы.
- Биоритмы.
- Поддержание устойчивости экосистем.
- Многообразие лесных сообществ родного края.
- Многообразие лугов края.
- Многообразие водных экосистем края.
- Практическая работа №2 “Описание экосистемы смешенного леса”.
- Практическая работа №3 “Знакомство с культурными растениями Ивановской области”
- Практическая работа №4 “Выявление биотических связей в сообществах”
- Обобщение знаний.
- Проверочная работа №2
Тема 3. Влияние человека на природу (8 часов).
- Влияние человека на природу.
- Красная книга.
- Виды охраняемых территорий.
- Редкие и охраняемые виды растений нашего края.
- Редкие и охраняемые виды животных нашего края.
- Практическая работа №5 “Изучение состояния озеленения помещений”
- Обобщение знаний.
- Проверочная работа №3.
Учащиеся должны знать:
цели и задачи экологического образования; основные понятия: среда обитания, биосфера, круговорот веществ, условия жизни живых организмов, Красная книга природы, охрана природы, экологическая культура; методы изучения экологии: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календаря фенологических наблюдений; роль живых организмов в формировании современных условий на Земле; необходимые условия для жизни живых организмов; влияние качества среды на здоровье человека; причины загрязнения окружающей среды; редкие и исчезающие виды растений и животных Ивановской области; правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
объяснять необходимость бережного отношения к природе; оценивать поведение человека в природе; приводить примеры, раскрывающие противоречивый характер взаимодействия человека с природой; оценивать экологическое состояние зеленых насаждений в городе; выявлять источники загрязнения городской среды; определять виды растений и животных Красной книги Ивановской области; работать с гербарным материалом
Библиографический список
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. Учебное пособие, 6 класс. М., Вентана – Граф, 2001.
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10-11 классов профильных школ. М., Просвещение, 1998.
- Зверев А.Т. Экология. Учебное пособие, 10-11 классы. М., ОНИКС,2007
- Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология. Учебное пособие, 7-9 классы. М. Дом педагогики, 1999.
- Колбовский Е. Ю. Изучаем природу в городе. Ярославль. Академия развития, 2006
- Коробейникова Л.А.Практическая экология для школьников. Иваново. ИПК и ППК., 1995
- Литвинова Л.С., Жиренко О.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 5 за знания, 2005
- Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеографии. М., Просвещение, 1978.
- Пономарева И.Н. Экология. М., Вентана-Граф, 2001
- Природа Ивановской области. Ярославль, 1984
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М., просвещение, 1995
- Сухова Т.С., Строганов Природа. Введение в биологию и экологию. Вентана-Граф. 2000
- Фадеева Г.А. Экологические сказки. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2005
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебное пособие. 9-10 классы. М., Дрофа,2003.
См. приложение.