Цели:
1.Научить детей рациональному способу деления на десятичную дробь.
2.Развивать смекалку, мышление, речь, память, внимание, наблюдательность.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям.
Подготовка к проведению урока
1.Изготовление карточек с заданиями для каждой команды (по 2-3 карточки на команду).
2.Запись математического диктанта на магнитофонную ленту, где I вариант читает женский голос, II вариант (в скобках) - мужской.
3.Предупредить учащихся о шарах (по одному на каждую команду) и о чистых, подписанных листах (одинарный - для диктанта, двойной -для остальных заданий).
4.Способы разделения на команды:
а) “Сложи разрезанную открытку”.
Каждый учащийся при входе вытаскивает фрагмент открытки, а затем ищет такую же открытку на столе;
б) “Найди свою фигуру”.
Каждый при входе вытаскивает геометрическую фигуру и ищет стол, на котором она лежит. Можно использовать одну фигуру, но разных цветов. У каждого стола - свой цвет.
в) Если необходимо, чтобы “силы” в каждой команде были примерно одинаковыми, учитель заранее делит весь класс на команды. И ставит на каждый стол табличку со списком команды, где против каждого игрока стоит номер его варианта (для математического диктанта). Учащиеся ищут табличку со своей фамилией.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас брейн-ринг. Только вместо обычных двух команд у нас их будет пять - по 5 человек в каждой. Особыми будут и правила игры. После моего сигнала вы приступаете к выполнению задания. Команда, которая первой выполнит задание, поднимает шар, который лежит на каждом столе. Первые три команды, ответившие правильно, получают по баллу.
Каждая команда после ответа собирает карточки и сдает на проверку. Потом получает новое задание. Время выполнения каждого задания - 1 минута.
П. Проведение игры.
1. Диктант.
- Выполните деление 15,5 (25,5) на 0,5.
- Найдите частное от деления: 0,68:1,7 (0,72:1,8).
- Найдите значение выражения: 4:0,04 (6:0,02).
- Запишите и решите уравнение: 0,4х = 1,48 (0,05х= 2,45).
- Во сколько раз частное 3,8:0,5 (4,6:0,2) больше или меньше частного 3,8:5 (4,6:2)?
2. Задания на карточках.
- А теперь каждая из команд получает карточку с заданием. Вам дается минута на размышление. Какая из команд знает ответ, поднимает шар. Только не шумите, ваш ответ могут услышать соперники: за каждый правильный ответ - 1 балл.
1-е задание. Почему при сравнении десятичных дробей, если целые части не равны, можно не обращать внимания на дробные части? Объясните это на примере чисел: 3,07 и 5,83. (Устный ответ.)
2-е задание. Как быстрее и проще найти значение выражения: 5,284·746,76 +253,24·5,284? (Устный ответ.)
3-е задание. Решить уравнение (каждый у себя в тетради):
а) 45,6х+ 0,4х -13,5 = 78,5
6) 7,64у+2,36у = 15,4
в) 31,4: у = 0,2
4-е задание. Упростите выражение: 2,01 + 16 + 1,7к+ 5,3к. (Устный ответ.)
5-е задание. Выполните деление (каждый выполняет у себя в тетради): а)74:12,5 б) 51,3:5,4
6-е задание. Представьте в виде неправильной дроби десятичное число: 12,4 и 12,04. (Устный ответ.)
7-е задание. Найдите среднее арифметическое чисел: 4; 6,1; 2,2. (Каждый выполняет у себя в тетради.)
8-е задание. Не выполняя вычислений, сравните произведения:
а) 28,75·389,4 и 2,875·3894
б) 28,76·3,895 и 287,6·38,95
в) 287,7·389,6 и 2,877·3,896
г) 2,878·389,7 и 2,878·3897 (Устный ответ.)
9-е задание. Вычислите скорость движения пешехода, который:
- за 1,2 ч прошел 12,6 км;
- за 2,2 ч прошел 8,8км.
(Каждый выполняет у себя в тетради.)
10-е задание. Выполните действия:
(54,2-12,4: 0,4): 50+ 2,05·0,4 (Каждый выполняет у себя в тетради.)
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
Ответы к брейн-рингу по теме “Десятичные дроби”
Диктант
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. 31 | 1. 1. 51 |
2. 0,4 | 2. 2. 0,4 |
3. 100 | 3. 3. 300 |
4. х = 3,7 | 4. х = 49 |
в 10 раз (7,6 и 0,76) 5. в 10 раз (23 и 2,3)
2-е задание: 5,284·(746,76+253,24)=5,284·1000=5284
3-е задание: а) х = 2 6) у= 1,54 в)у=157
4-е задание: 18,01+7к
5-е задание: а)5,92 б) 9,5
6-е задание:124/10 и 1204/100
7-е задание: 4,1
8-е задание: а) = б)< в)> г)<
9-е задание: 1) 10,5 км/ч 2) 4 км/ч
10-е задание:1,284
Литература: И.Б.Ремчукова “Математика 5-8 классы. Игровые технологии на уроках”.