Роль театрализованных игр в развитии речи детей

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развить способность чувствовать, думать, творить.

В связи с этим у детей отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения. Отсюда также равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей недостаточно развиты память, внимание, связная речь. Они недостаточно владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, эмоциональностью в чтении стихов, пересказов.

Самый короткий путь в решении этих проблем – это театральная деятельность, театральные игры и упражнения.

Театральная деятельность, прежде всего, важное психотерапевтическое средство эмоционально-эстетического восприятия через музыку, танцы, литературу, актерские игры. Театральные игры способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Поэтому для развития связной речи я включила в работу с детьми театральные игры и игровые упражнения, театральные постановки.

Актерские, театральные игры я включаю не только в работу театрального кружка, которым руковожу, в своем ДОУ уже13 лет, но и на занятиях, повседневной жизни детей группы, что является основной ценностью.

В театральном кружке, на занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Внутри микрогруппы возникают по человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и повседневной жизни положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.

Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, в первую очередь, знакомлю детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими), их названием, содержанием. Также знакомлю с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т.п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Японская машинка” - действие рук со словом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.

В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.

Увлекательные путешествия по летнему и зимнему сказариумам (большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить. С использованием этих таблиц провожу театральные игры и упражнения:

  • “Из какой я сказки”,
  • “Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки”,
  • “Найди, что на самом деле не бывает?”,
  • “О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж”,
  • “О чем беседуют герои сказки”,
  • “Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал”,
  • “Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям”,
  • “Какое волшебство эта волшебная вещь делает”,
  • “Чья волшебная вещь?”,
  • “Чей предмет, из какой сказки?”,

“Подбери вежливое слово и составь с ним диалог между персонажами”,

  • “Путаница” - выбор любой группы персонажей и составить свой диалог, но не по сказке, перестановка действий героев;
  • “Старая сказка на новый лад” - замена героев сказки другими персонажам

и; замена других событий, включение в русскую народную сказку волшебных вещей из волшебных сказок с рассказом или драматизацией.

Дети рассказывают, какого волшебника видели, и какое волшебство он показал им. Также выбирают группу персонажей и рассказывают, о чем они говорят, составляют веселый (грустный) диалог группы персонажей. Подбирают песню для группы персонажей и поют ее. Очень нравится детям игра “Кто как ходит?”. В игре “Вопрос-ответ” подбирают эпитеты (глаголов), название сказок, характерные особенности героев и т.п. Составляют описательные рассказы, составляют веселые, грустные, страшные рассказы, подбирают загадки к определенному персонажу.

Такие игры, как “Найди и расскажи” (Каждая подгруппа согласованно ищет в комнате предмет или “волшебную вещь” из определенной сказки, забирает его и составляет свой рассказ), “Волшебная корзина” (Из “Волшебной корзины” каждая пара отыскивает определенную вещь или предмет из знакомой народной сказки и составляет описательный рассказ; игра – упражнение “Не остановись!” (В полукруге дети поочередно подбирают прилагательное или глагол к предмету, который попал им в руки, потом передают предмет другому и распределяются на подгруппы – составляют маленький красочный рассказ об игрушке или предмете).

На занятиях по обучению рассказыванию ставлю определенную и обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих товарищей между группами и внутри группы.

Чтобы рассказы детей были яркими и интересными использую моменты из театрализованных игр “Какая волшебная вещь помогла?”, “Какой волшебный предмет увидели?”, “А может волшебнику встретились”.

Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например “Режиссер”. Дети не только сочиняют, но и выбирают “режиссера” из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.

Такие игры, как “Цветик-семицветик”, “Развлекательный цветок”, “Кубик Рубик” позволяют с желанием и интересом составлять рассказ. До занятий и после обязательно использую упражнения, повышающие двигательную активность

Игра “По тексту” – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями). Игра “Японская машинка”, “Мы не скажем, но покажем” - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы фауны, флоры и т.п. “Найди и покажи” - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. “Превращение” - по команде дети превращаются в людей разных профессий, животных, птиц, волшебников или кого видели в лесу, городе, селе, небе, воде и т.п.

Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты театрализации. В игре “Мороз” дети жестами, мимикой изображают холод, ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре “Сделай сказочную фигуру” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображение жестами, мимикой (радость, удивление, злость, испуг, торжество). Все эти игры направлены на развитие игрового поведения, развитие способности творчески относиться к любому делу.

Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо в жизни каждому.

Речевые упражнения и игры стараюсь включать в занятие и вне занятий в режимных моментах. “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” - в этих играх формирую произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.

Произношение стихов носит не только тренировочный характер, они формируют четкую, грамотную речь, т.к. в стихах всегда присутствуют образы интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - быстро произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

Говоря с детьми о логическом ударении, отмечу, что под ним подразумевается выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее смысл и выразительность. “Главное слово” - поочередно произнести скороговорку. Каждый раз, выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Особое вдохновение возникает у детей при заучивании и чтении стихов, с использованием не только интонации, но и жестов. Большое значение для детей имеют театральные игры и упражнения вне занятий. Такие игры, как “Сказка по тексту”, где дети всей группой изображают жестами, мимикой сказку или часть сказки. “Диалогические стихи по тексту” - то же самое. “Придумай диалог” - обыграть диалог, предложенный воспитателем. “Расскажи сказку от имени героя сказки”. “Времена года” - импровизация в танце. “Кругосветное путешествие” - импровизация поведения в лесу, на корабле, по болоту, по пустыне. “Превращение предмета”- найти новые предназначения предмету (карандаш – ключ, вилка, отвертка, градусник; Мячик – яблоко, апельсин и т.д.).

Подобранные театральные игры и пособия к ним: “Таблица “Сказариум летний”, “Сказариум зимний”, “Диалогический цветок - лепесток”, “Развлекательный цветок-лепесток”, разрезные сюжетные и диалогические картинки, специально подобранная музыка, “волшебные вещи” помогают мне включить детей в интересный мир театра, подготовить к творческой деятельности в любой области.

У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях, с удовольствием и знанием дела показывают кукольные театры и разыгрывают свои сюжеты.

Заметно выросли дети моей группы в умении грамотно, с интонационной выразительностью читать стихи. С применением эпитетов, образных сравнений, диалогов, монологов, имитированием жестов людей, движений животных сочинять сказки с интересными сюжетами.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

См. приложение 1.

См. приложение 2.