“Надо твёрдо помнить, что всё пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями и
изменниками великого русского дела, если не сделаем должных
выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной,
невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий
подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!”
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
Введение
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество духовных и нравственных идеалов. Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодёжному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, её без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну их приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами.
К сожалению, этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику.
Но, ни в коем случае нельзя отказываться от национальных традиций в воспитании молодёжи, от корней, которые уходят в глубокое прошлое. Издавна на Руси помимо официальных государственных образовательных учреждений существовали церковно-приходские школы. Ценность их заключалась в том, что они не только распространяли веру, но и просвещали.
Помимо Закона Божия здесь преподавались уроки пения, декоративно-прикладное искусство и другие дисциплины. Ребёнок воспитывался в почтении и послушании к старшим, добродетельным и полезным для общества.
Духовно-нравственное воспитание, прививаемое в церковно-приходских школах, не утратило значение и по сей день.
Данная работа является как раз тем связующим звеном, которое соединяет одно поколение с другим.
Мне было необходимо оформить окна так, чтобы они выглядели не только современно и красиво, но и сохранить гармонию с храмом.
Ученик, входя в класс, с одной стороны должен чувствовать себя уютно и комфортно, а с другой стороны испытывать радость и торжественность момента.
Выбор и обоснование темы
В последние годы наш город начинает преображаться. Уходят в прошлое уродливые ларьки, ремонтируются фасады зданий, дороги. Город становится чище и красивей. В десятом микрорайоне вознёсся Золотыми куполами собор Иоанна Предтече.
В моём родном городе Южноуральске Челябинской области, в годы моего детства, к сожалению, не было ни одной церкви. Но когда я ездила по Золотому Кольцу России, меня поразили Золотые купола церквей. И теперь каждый день, идя на работу и видя Золотые купола собора, ставшего мне родным города Прокопьевска, во мне просыпаются те чувства, которые я испытывала в те далёкие годы, во время экскурсий по городу Ярославлю.
И поэтому, когда мне предложили принять участие в оформлении классов для церковно-приходской школы при соборе, я не могла отказать.
Исследование объекта проектирования
Окно обеспечивает нам контакт с миром и... отгораживает от него. Мы, то зашториваем окно, то распахиваем - в зависимости от времени года, дня и разных других обстоятельств. Желая оградить своё жилище от резкого солнечного света, пыли, шума и нескромных взглядов, мы вешаем гардины и шторы, жалюзи, занавески.
Шторы ещё и украшают жилище, делают его более уютным, красивым и комфортным. Невозможно себе представить жилище без штор, каким бы скромным ни было его убранство.
Развитие идеи
Мне было предложено оформить окно в классной комнате, где изучаются некоторые дисциплины: закон божий, декоративно-прикладное искусство, а также другие предметы и четыре арочных окна в певчей комнате.
Было рассмотрено много вариантов оформления: предлагались различные формы и расцветки портьер, штор, ламбрекенов и аксессуаров. Шторы на окнах должны соответствовать требованиям самого высокого вкуса.
В конце концов, было решено выполнить работу по эскизам нашего школьного художника, как человека творческого и высоко профессионального (Приложение 1 (см. приложения)).
К оформлению классной комнаты подошли с особой тщательностью. Здесь мало света, а нужно этой комнате придать уют, мягкость и теплоту. Остановились на тёплых тонах расцветки ткани. Решили по обеим сторонам окна повесить комбинированные портьеры коричневого и жёлтого цвета, а верх украсить разными по форме ламбрекенами, ведь ламбрекен мягко обрамляет окно, придаёт ровным занавескам нарядную завершённость. Было принято решение: посередине повесить круглый ламбрекен из жёлтой солнечной ткани, а по бокам разместить двойные трапециевидные, собранные на одну тесьму ламбрекены.
Чтобы с улицы не нарушить общий вид, капроновый занавес решили не делать.
А вот в певчей комнате было решено повесить воздушные капроновые занавески розового цвета, собранные на широкую декоративную тесьму сверху, а внизу красиво задрапированными при помощи тесьмы.
Снятие мерок
Чтобы снять мерки надо знать, где будет находиться карниз. Обычно карниз размещают на 20 см выше верхней границы окна.
- Для коротких портьер отмеряют длину от карниза
до подоконника и
прибавляют 15 см. - Для длинных портьер отмеряют длину от карниза до пола.
- Длина ламбрекена составляет 1/6 от длины портьер.
- Ширина штор - измеряют ширину окна вдоль верхней
границы окна, делят
пополам и прибавляют 30 см для образования складок. - Ширина портьер — измеряют длину карниза и
умножают на коэффициент
увеличения с учётом сборок (2-3). Это число зависит ещё от модели
драпировочной тесьмы (рисунок 1 (См. рисунки.)).
Раскрой.
При раскрое портьер, необходимо учитывать направление долевой нити, но допустимо, если длина штор будет располагаться по нитям утка (поперёк).
Это нужно учесть, потому что под тяжестью длина может вытянуться и лечь на пол.
При раскрое различных драпировок и ламбрекенов в основном используется крой по косой, тогда лучше ложатся фалды (в Приложении 2 детали кроя ламбрекенов).
Выбор материалов и инструментов
Материалы. Для того чтобы осуществить свою идею, нужно точно и тщательно подобрать материалы. Центральное место в данной работе занимает цветовая гамма тканей и её фактура, потому что портьеры служат оживляющим и освежающим пятном интерьера данного помещения, а ткань, из которой они сшиты должна хорошо драпироваться (образовывать складки). Вариантов может быть много, тем более, что в наше время есть огромный выбор не только различных тканей, ниток под цвет ткани, всевозможной тесьмы, но и различных фирм-производителей, предлагающих свою продукцию, отличающуюся друг от друга не только качеством, но и ценой.
Для выполнения своей работы я использовала синтетическую ткань трёх расцветок, косые полоски для обработки низа ламбрекенов жёлтого и коричневого цвета, а также тесьму с петлями для обработки верха (Приложение 3).
Инструменты. Для работы мне понадобились следующие инструменты, приспособления и оборудование: игла, ножницы, булавки с металлическими или стеклянными головками, напёрсток, портновский мел, мерная лента (для измерения длинных отрезков), длинная линейка, электроутюг, универсальная швейная машина.
Важно отметить, что для скрепления деталей кроя применять только тонкие булавки с неповреждёнными концами. Для смёточных и машинных швов нужно употреблять тонкие швейные нитки и тонкие иглы. Следить за тем, чтобы игла не имела дефектов, а делая машинную строчку не строчить поперёк булавок, иначе в ткани могут остаться дыры.
Технология изготовления
Технологической особенностью данного проекта является то, что пришлось работать с тончайшими и легчайшими тканями. Такие ткани требуют аккуратной обработки швов, так как они видны снаружи. Поэтому большое значение имеет тщательная обработка изделия.
Швы выполняют, установив небольшую длину стежков - 1,5-2 мм, а при утюжке нужно проследить, чтобы подошва утюга не была поцарапана, иначе нежные ткани будут повреждены.
Чтобы ткань внутри изделия была чисто обработана, был применён двойной (бельевой) шов (рис.2).
Нижний край ламбрекенов окантовывала косой полоской (рис. 3).
Трудоёмкость работы состояла ещё и в том, что капроновую ткань нужно ровно нарезать. Резать капрон нужно только по следу вытянутой нити.
Готовые портьеры нужно хорошо отутюжить (технологическая последовательность выполнения помещена в Приложении 4).
Безопасность труда
Шить легко и приятно, если есть хорошие инструменты, а во время работы соблюдаются правила безопасного труда.
Очень важно хорошее освещение рабочего места. Когда дневного света мало, искусственное освещение не должно слепить глаза и давать тени.
Все правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования были выполнены, поэтому результат оставил только положительные эмоции.
Экономический расчёт
Имеющийся уже опыт выполнения творческих проектов показывает, что изделие, выполненное своими руками, приносит экономическую выгоду. Экономический расчёт приведён в таблице (Приложение 5).
Экологическое исследование
Экология рассматривает отношение человека к окружающей среде. В этой работе не используются экологически вредные материалы. Поэтому применение данных изделий в любом интерьере, а также их изготовление являются безвредными и экологически безопасными.
Заключение
Девиз нашего времени - подходить к жизни творчески. Способность ко всему применять творческий подход - бесценный дар, помогающий добиться огромного успеха в различных областях.
Сегодня многие из обыкновенных тканей создают потрясающие изделия, украшают свой дом портьерами и занавесками, причудливыми подушками, покрывалами. Эти предметы оформления сделают любой дом уютным и неповторимым, отражающим внутренний мир его обитателей.
Цель этого проекта была в создании деталей интерьера жилища, которые соответствовали бы определённым запросам, вкусу и эмоциональности его обитателей.
Убеждена, что поставленная задача выполнена, цель достигнута.
Хочется отметить, что не только итог работы, но и сам процесс от начала и до конца был интересен и доставил немало положительных эмоций.
Данная тематика не исчерпалась этой работой, она продолжится в следующих не менее интересных работах.
Творческая работа заставляет нас самоутвердиться, обрести положительные эмоции, открыв для себя много нового и увлекательного. Поэтому надо браться за любую работу с лёгким сердцем, настраиваясь на блестящее завершение начатого.
Окончание любой работы должно в тот же миг становиться начальным этапом решения следующих задач (защита творческого проекта приведена в Приложении 6).