Решение задач по теме "Закон всемирного тяготения". План урока и презентация

Разделы: Физика


Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • проверить усвоение основных понятий, формулировки закона всемирного тяготения, границ его применимости
  • закрепить в процессе решения задач умение применять формулу, выражающую зависимость между величинами, входящими в закон всемирного тяготения,
  • учить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере изменения значения величины

Воспитательные:

  • Показать роль науки в познании мира, рассказать о вкладе российских ученых в “копилку научных достижений”
  • Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать внимание и любознательность.
  • Расширять представления о возможностях применении человеком физических знаний в быту и технике
  • Развивать вычислительные навыки учащихся, умение выражать из формулы неизвестную величину, производить действия со степенями

Оборудование: карточки с заданиями для работающих у доски, презентация к уроку, сборники задач.

Карта урока:

Комментарий хода урока Время (мин) № слайда Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности

Приветствие,

организационный момент, активизация внимания,

1

  Внимание

Организованность

ответственность,
Проверка усвоения материала, изученного на предыдущем уроке, его повторение и закрепление в процессе осмысления ответов учащихся 10 2 - 10 Память,

организованность

умение грамотно выражать мысли,
самостоятельность, аргументированность,
активность, ответственность
Решение расчетных и качественных задач , закрепление умений использовать имеющиеся знания 32-33 11-18 Организованность, внимание

память

наблюдательность,
самостоятельность,
умение рассуждать,
логичность,
аргументированность,
Подведение итогов.
Задание на дом
1-2 19 Организованность самостоятельность, ответственность

Ход урока

1.Организационный момент

2.. Проверка усвоения учащимися теоретического материала, изученного на предыдущем уроке:

1) Работа учащихся у доски по вопросам Приложение 1,слайд №2)

а) Сформулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами. Гравитационная постоянная, ее численное значение, единицы измерения.( у доски)

б) Сформулировать границы применимости закона всемирного тяготения (у доски).

2) Физический диктант для остальных учащихся (Приложение 1, слайды №№ 3-10)

-. Силу, с которой все тела притягиваются друг к другу, называют:

  • А) силой трения:
  • Б) силой упругости;
  • В) гравитационной силой

- Сила всемирного тяготения увеличится в 2 раза, если:

  • Г) массу каждого из взаимодействующих тел увеличить в 2 раза;
  • Д) массу каждого из взаимодействующих тел уменьшить в 2 раза;
  • Е) массу одного из тел увеличить в 2 раза.

- .Гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения обозначается и численно равна

  • П) g= 9,8 м/с2
  • Р) G= 6,67* 10 -11 Нм2/кг2
  • С) K= 400 Н/м

- Сила всемирного тяготения уменьшится в 100 раз, если:

  • Ж) тела сблизить на 100 метров;
  • К) тела удалить на 100 метров;
  • Н)расстояние между телами увеличить в 10 раз.

- В каком из приведенных на рисунках случаях мы можем пользоваться законом всемирного тяготения для расчета силы всемирного тяготения ( демонстрируются рисунки):

Л) О) М)

После выполнения диктанта учащиеся сдают листы учителю.

Далее выслушиваем ответы учащихся, готовившихся у доски.

При обсуждении теоретических вопросов проводится закрепление изученных формул, размерностей величин, а также зависимостей между ними.

(Во время ответов учащихся учитель сразу может увидеть отличные оценки за физический диктант, т.к. при всех верных ответах у ребят должно было получиться слово ВЕРНО).

Далее можно подвести итоги физического диктанта (по желанию учителя и в зависимости от времени, затраченного на выслушивание ответов у доски)

  1. Решение задач у доски.

Задача 1: (Приложение 1 ,слайд 11)

Определить, с какой силой притягивается самолет и лодка, находящиеся на расстоянии 3км друг от друга, если масса лодки составляет 3 тонны, а масса самолета – 30 тонн.

( ответ: 6,67*1010 Н)

Задача 2 (Приложение 1,слайд 12-13)

Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?

Задача 3 (Приложение 1, слайд 14-15)

Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый , если они притягиваются друг к другу с силой 0,01Н ?

Задача 4 (Приложение 1,слайд 16-17)

На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения к ней космического корабля станет в 100 раз меньше, чем на поверхности Земли?

( Ответ: на расстоянии 9 радиусов Земли)

В процессе решения данной задачи целесообразно обратить внимание учащихся на то, что данную задачу можно решить аналитически, проанализировав зависимость между величиной силы и расстоянием в формуле закона всемирного тяготения::

т.к. сила уменьшилась в 100 раз, значит, расстояние между телами увеличилось в 10 раз, т.е. стало равно 10 радиусам Земли, а, значит, космический корабль от поверхности Земли находится на высоте 9 ее радиусов.

Важно также коснуться вопроса о достижениях российских, советских ученых в области освоения космического пространства

самостоятельно в тетради : решение задачи – шутки

Задача – шутка: (Приложение 1,слайд 18)

С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг

4.Домашнее задание: (Приложение 1,слайд 19)

Итоги урока. Оценки за урок.