Цель: подготовка учащихся 3-4 классов к работе по разработке и реализации социальных проектов.
Задачи:
- Обучить планированию совместной деятельности.
- Совершенствовать навыков коллективной деятельности.
- Создать условия для сплочения участников.
- Развивать творческую активность и инициативу.
I ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Вожатая: Доброе утро, ребята. Если вы со мной согласны, что утро доброе, то похлопайте три раза. (дети хлопают; этот прием известен участникам с прошлых занятий)
Сегодня здесь собрались самые активные, самые творческие ребята 4-х классов. Те, кто добился уважение среди своих одноклассников и учителей. Ребята, но успех не приходит сразу. Требуется большой труд, умение планировать свою работу и постепенно шаг за шагом двигаться к намеченной цели. Вот так шаг за шагом, по ступенькам, каждую из которых нельзя перескочить, потому что без этой работы не получится другая, мы поднимаемся вверх по лесенке, на вершине которой конечный результат нашего труда, успех всего предприятия. Так что же такое "лесенка успеха".
Это путь по ступенькам вверх лесенки, на вершине которой конечный результат какого-то дела, а каждая ступенька означает выполнение работы, без которой невозможно завершить начатое дело, и каждая ступенька должна быть в определенной последовательности.
(участникам раздаются карточки с напечатанным определением "лесенки успеха", те приклеивают карточку в тетрадь)
Вожатый: Но для начала необходимо узнать, как кого зовут.
Игра "Снежный ком": Участники представляются по именам, каждый следующий участник должен повторить имена всех предшествующих и только после представиться сам.
Разбивка участников на группы: (прием разрезной открытки)
(участникам предлагаются элементы открытки, им необходимо собрать целую; команды формируются по тем участникам, которые участвовали в составлении одной открытки)
(дети рассаживаются за рабочие столы)
Вожатый: Каждой команде будут помогать консультанты. А перед тем, как заняться серьезной работой, предлагаю немного потанцевать. Согласны? (дети хлопают три раза) (танцевальная пауза)
II ЭТАП: ОСНОВНОЙ (РАЗБОР КОНКРЕТНОГО ДЕЛА)
Вожатая: Присаживайтесь на свои места. Настраивайтесь на работу. Все готовы? Подтвердите это хлопками. (дети хлопают три раза)
Сегодня мы будем строить "лесенку успеха", которая приведет нас к новому году. Итак, чтобы провести новогодний утренник, что нужно сделать в первую очередь? (ответы детей)
Необходимо определить паспорт дела, то есть выяснить: когда, где, для кого мы будем устраивать праздник. Например: в конце декабря в нашей школе в актовом зале нам нужно будет провести новогодний утренник для учащихся 1-2 классов. Давайте построим первую ступеньку.
(вожатая прикрепляет нижнюю ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную первую ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Покажите все, что у вас получилось. Молодцы. А дальше? Что мы должны делать дальше? (ответы) Мы придумаем, как провести праздник, в какой форме, какая основная будет задумка или сюжет мероприятия, то есть будем искать идею. А где мы возьмем идею? (ответы) Можно придумать самим, можно поискать в журналах и специальной литературе, можно попросить кого-нибудь подсказать. Давайте построим вторую ступеньку и назовем ее "идея мероприятия".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Сейчас мы с вами потренируемся и поиграем в игру "Буриме". Каждой команде предлагается набор рифм, никак не связанных между собой. Ваша задача - сочинить четверостишие, используя эти рифмы, то есть найти общий смысл.
(выполнение задания; зачитывание стихов)
Вожатая: Продолжаем строить "лесенку". Мы придумали, в какой форме будем устраивать праздник. А что теперь необходимо приготовить? (ответы) Нам нужно заполнить праздник чем-то. Чем? Верно: стихами, песнями, играми, конкурсами, текстами для героев и ведущих, загадками, пословицами и т.д. А где мы все это возьмем? (ответы) Можем придумать сами, можем поискать в книгах, журналах. Строим третью ступеньку. Путь она будем называться "Содержание или начинка мероприятия".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Продолжаем подниматься по "лесенке". Мы придумали, каким будет праздник, подобрали песни, стихи, игры. И что теперь с этим всем будем делать? (ответы) Правильно, нужно все это соединить, то есть составить план, что за чем будет следовать, другими словами составить сценарий. Поднимаемся еще на одну ступеньку, которая называется "сценарий мероприятия".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Пожалуйста, покажите свои "лесенки". Молодцы. Что же нам делать дальше, после того как мы всё соединили и расписали, что за чем будет следовать. (ответы) Необходимо напечатать сценарий, чтобы его можно было прочитать. Назовем следующую ступеньку "печать сценария" и вместе со мной построим ее.
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Давайте потренируемся печатать. Напечатаем фразу "Сегодня замечательный день". Вы будете изображать клавиатуру печатной машинки. Каждому достанется по две букву. Когда будет встречаться ваша буква, необходимо громко назвать ее и хлопнуть в ладоши. Давайте распределим буквы.
(вожатая распределяет букву по алфавиту; консультантам достаются "й", "ъ", "ь"; проходит игра "Печатная машинка")
Вожатая: Для чего нам нужен напечатанный сценарий? Что теперь с ним делать? (ответы) Правильно, можно приступать к репетициям. Но, с кем репетировать? (ответ) Вот поэтому, далее необходимо распределить роли, кто кем будет на празднике: кто-то ведущим, кто-то сказочными героями или членами жюри. Построим ступеньку "распределение ролей".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Вот теперь, когда мы имеем готовый сценарий, все роли распределены, к чему мы можем приступать? (ответ) Верно, к репетициям. Назовем ступеньку "репетиции" и построим ее.
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Ребята, у нас предполагаются на празднике сказочные герои. А как можно отличить сказочных героев друг от друга? (ответ) Костюмами и волшебными предметами, то есть различным реквизитом. В зале можно создать определенную атмосферу благодаря разнообразным деталям. Строим ступеньку "реквизит".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Есть одна интересная игра "Инструкция". Поиграем? Тогда приготовьте листки бумаги и ручку. Давайте выберем водящего. (выбирают). Водящий получает карточку с изображением. Его задача - проинструктировать вас таким образом, что вы, не видя изображения, смогли бы его воспроизвести. Вопросы задавать водящему нельзя.
(после выполнения задания вожатая показывает изображение на карточке и просит поднять руки, у кого получилось то же самое)
Вожатая: Чтобы создать грустное или веселое настроение, показать характер героя, до того как он начал говорить, что нам может помочь в этом? Музыка. Ведь конкурсы будут веселее, если они будут сопровождаться легкой непринужденной мелодией. Вы со мной согласны? Назовем следующую ступеньку "подбор музыки" и построим ее.
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Предлагаю опять поиграть. На этот раз пропеть куплет всем известной песни "В лесу родилась елочка".
(одна команда будет исполнять, процокав языком; другая - прощелкав пальцем по нижней губе; третья - постукав по надутым щекам; каждая группа по очереди, а затем - все вместе)
Вожатая: На любом празднике всегда уместны игры и конкурсы. А победителей принято награждать призами. Но призы необходимо заранее закупить. Поэтому строим следующую ступеньку "Призы".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: А еще мы должны перед праздником украсить помещение: расставиться стулья, развесить воздушные шары, флажки. Под новый год чем принято украшать классы? (ответ) Правильно: снежинками, дождиком, ставить елочку и наряжать ее. Последняя ступень называется "Оформление помещения". Давайте все вместе ее построим.
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги)
Вожатая: Каждая команда имеет набор различных фигур и деталей. Ваша задача - за 5 минут, используя клей и лист бумаги, расположить детали так, чтобы получилась композиция.
(игра "Коллаж")
Вожатая: Все готово и мы может проводить праздник. Но для этого построим самую верхнюю ступеньку и назовем ее "результат".
(вожатая прикрепляет следующую ступеньку на доске; консультанты выдают каждому участнику заготовленную ступеньку, те приклеивают к листу бумаги; в конце должна получиться "лесенка", см. далее)
Вожатая: Ребята, покажите, какие у вас получились "лесенки".
Результат | |||||||||||
Оформление помещения |
|||||||||||
Приобретение призов | |||||||||||
Подбор музыкального сопровождения | |||||||||||
Изготовление реквизита и костюмов | |||||||||||
Репетиции | |||||||||||
Распределение ролей | |||||||||||
Печать сценария | |||||||||||
Сценарий мероприятия: соединяем идею и содержание | |||||||||||
Начинка (содержание) мероприятия: стихи, песни, игры, загадки, конкурсы, тесты для героев: | |||||||||||
Идея мероприятия: форма, сюжет, задумка | |||||||||||
Паспорт дела: где, когда, для кого |
Вожатая: Какие вы молодцы! Ребята, скажите, а смогли бы вы подготовить и провести подобное мероприятие в одиночку? Конечно, нет. Очень важно иметь хороших помощников и работать дружной и сплоченной командой. Для этого каждый должен отвечать за свое дело, то есть в самом начале необходимо распределить обязанности. И еще очень важно взаимопонимание между членами команды, знать, что от твоей работы зависит успех всего дела.
Предлагаю упражнение "Карандаши". Посмотрим, какая команда выполнит это упражнение лучше всего. Это упражнение на сплочение и умение работать коллективно.
(команда встает в круг (расстояние между соседями 50-60 см), участники пытаются удержать карандаши, зажатые между пальцами стоящих рядом участников и синхронно выполнять задания: поднять руки, опустить их, вернуть в И.П.; вытянуть руки вперед, отвести назад; сделать шаг вперед, два шага назад; наклониться вперед, назад, выпрямиться)
III ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Вожатая: Успех любого дела зависит от эмоционального настроя. Все мы немного засиделись и пора размяться.
(танцевальная пауза)
Вожатая: А теперь попробуйте сами построить "лесенки успеха", используя готовую "лесенку новогоднего праздника" как пример. Сейчас каждая команда получит карточку, на которой написано название какого-либо классного дела. Ваша задача - использую цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры, подняться к конечному результату по ступенькам, на которых вы укажите этапы подготовки. Сколько будет этих ступеней - решать вам. А после выполнения задания, вам предстоит защитить свою "лесенку", то есть рассказать подробно о ваших действиях.
(консультанты вытягивают карточки; ребята в группах выполняют задания; через 10
минут вожатая предлагает кричалку "Чика-бум" для тех, кто уже закончил работу, а также для учителей;
Чика-бум крутая песня.
И поем ее все вместе.
Если нужен классный шум,
Пойте с нами Чика-бум
Пою я бум, чика-бум.
Пою я бум, чика-бум.
Пою я бум, чика-раки, чика-раки, чика-бум.
О-оо! А-аа!
А еще раз! А быстрее!
А погромче! А всё заново!
(произносится сначала в медленном темпе, с каждым разом все быстрее)
IV ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Вожатая: Молодцы. Сгодня все успешно потрудились. Мы научились совместно планировать общее дело и теперь можем помочь своему учителю в подготовке любого мероприятия в классе. Давайте похлопаем сами себе. (дети хлопают три раза)
И сразу же первое задание - используя полученные сегодня знания, постройте "лесенку успеха" и проведите для учащихся 1-2-х классов "Сказочный брейн-ринг". Договорились? Занятие окончено. Всем спасибо.