Урок математики в 1-м классе "Двузначные числа. Круглые числа" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


План урока.

  1. Разминка.
  2. Развиваем зрительную память
  3. Повторяем состав числа 10.
  4. Изучаем состав двузначных чисел.
  5. Круглые числа.
  6. Решаем комбинаторные задачи.

Включаю мультимедийный проектор. На экране появляется тема урока и план.

- Сегодня мы продолжаем работать с числами. Прочитаем план урока. Чтобы его выполнить, работать на уроке нужно четко, внимательно, быстро.

Первый этап. Разминка.

Цели этапа:

  1. Развивать умение быстро и четко отвечать на конкретный (простой) вопрос в условиях ограниченности во времени;
  2. Включить в урок.

Учебный материал. (Учитель задает быстро вопросы, дети отвечают, не поднимая руки)

  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Сколько единиц нужно добавить к этому числу до 10? (3)
  • Каким по счёту является воскресенье? (Седьмым.)
  • На 2 меньше, чем месяцев во времени года? (1)
  • На скамейке сидели белка, воробей, поросёнок, ворона, сорока, медведь. Сколько животных осталось после того, как все птицы улетели? (3)
  • Стол стоит от шкафа на расстоянии 4 метров. Сколько метров будет между ними, если шкаф передвинут вправо на два метра, а стол – влево на столько же? (8 или 0)
  • Назовите все однозначные числа, которые используют для счёта предметов. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
  • Назовите все знаки – цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Второй этап. Развитие зрительной памяти.

(Оборудование - мультимедийный проектор)

Цели этапа:

  1. Развитие зрительной памяти и внимания.
  2. На экране появляется картинка, учитель дает задания:

Учебный материал.

1. Расставьте числа в порядке увеличения высоты деревьев, начинайте с самого низкого.
Запишите в тетради получившийся ряд чисел. (1, 2, 3, 4)

2. Ещё раз посмотрите на рисунок, попробуйте его запомнить, (проектор выключается)

Ответьте на вопросы:

  • Под каким номером дерево, о котором в известной песне поётся: «… во поле кудрявая стояла»? (3)
  • Какой номер у рисунка, на котором изображён куст? (1)
  • Правда ли, что самое высокое дерево на картинке сбрасывает листья осенью? Запишите номер этого дерева. (4)
  • Под каким номером, дерево, которое нарисовано справа от ёлки? (2)
  • Если на дереве под номером 3 - 4 ветки и на каждой по две груши, то сколько всего фруктов на нём? (0)

Проверка

- Какой новый ряд чисел получился? (Один ученик записывает получившийся ряд чисел. Дети сигнальными кругами реагируют на правильность записи.)

- Кто верно выполнил задание, на полях тетради, напротив ряда чисел, нарисуйте зеленый кружок.

Третий этап. Комбинаторика.

Цели этапа:

Развивать логическое мышление.

Учебный материал.

-Представьте, что в вазе лежат 6 яблок и 4 груши. Сколько возможных вариантов выбора взять:

А) одну грушу (4)
Б) одно яблоко (6)
В) любой фрукт.

-Составим верное равенство к последнему вопросу.

6 + 4 = 10. (Равенство записывается на доске)

Четвёртый этап.

Использую перфокарты дидактического пособия SPECTRA

Цель этапа: повторить состав числа 10.

Учебный материал.

-Повторяем состав числа 10.

-Положите перед собой карточки с заданиями.

-Время для выполнения этой работы – 1 минута.

Проверка.

-Поменяйтесь карточками.

-Переверните её. Проверьте. (На обратной стороне карточек есть ответы)

-Если не было ошибок при выполнении задания, нарисуйте на полях тетради зеленый кружок.

Физическая пауза.

Качания головой (стимулирует мыслительные процессы).

- Дышите глубоко, расслабьте плечи и «уроните» голову вперед.

Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию.

Пятый этап. Новая тема. Двузначные числа. Состав двузначного числа.

Оборудование: дидактическое пособие «Числовой луч до 20» SPECTRA

Цель этапа: объяснить состав двузначного числа.

Учебный материал.

-Мы продолжаем работу с числами. Интересно, что для записи любых чисел, даже очень больших, хватает тех цифр, которые вы хорошо знаете. Число 10 записывают не особым знаком, а с помощью двух цифр. Каких? (1 и 0)

-Сколько кругов вы видите на числовой прямой? Сосчитайте. (10)

-Сколько это десятков? (1 дес.)

-Возьмём ещё один круг. Сколько всего кругов? (1дес. и 1 круг – всего 11 кругов)

- Возьмем еще 2 круга. Сколько стало кругов?

Число 13. Объясните эту запись.

Положите перед собой линейки. Откройте коробки с деталями. (Дидактическое пособие

SPECTRA состоит из деревянных линеек с желобами и деревянных брусочков с делениями на 10, 9. 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 ед.)

-Найдите в коробке деталь, обозначающую 1 дес.

-Наберите на линейке число 24.

  • Сколько десятков в этом числе? (2)
  • Сколько единиц? (4)
  • Сколько всего единиц? (24)

Наберите число 17. (Разные цвета брусочков для 2-х вариантов)

  • Сколько в нём десятков? (1)
  • Сколько единиц? (7)

Теперь вы сможете записать любое двузначное число, зная:

  • Что обозначает первая цифра? (Количество десятков)
  • Что обозначает вторая цифра? (Количество единиц)

Физическая пауза.

«Ленивые восьмерки»

Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

Шестой этап. Комбинаторика (двузначные числа).

Цели этапа:

Развиваем логическое мышление, учим работать с таблицей.

Учебный материал.

-Продолжаем работать с двузначными числами. Развиваем логическое мышление. Для работы откройте тетради с комбинаторными задачами на стр.33.

Задание №41. (Тетрадь Н.Б.Истоминой «Решаем комбинаторные задачи»

- Сколько двузначных чисел вы составили используя цифры 3, 5, 8.

- Проверим ваши ответы, заполнив таблицу

- На доске открывается таблица

    3     5     8  
 3       
 5       
 8       

-Внимание! Трудный вопрос.

  • Назовите наибольшее двузначное число. (99)
  • Почему оно из двузначных наибольшее?

- Кто выполнил комбинаторное задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружок на полях рабочей тетради.

Физическая пауза: «Письмо носом» (Упражнение снижает напряжение в области глаз)

- Закройте глаза. Используйте нос, как длинную ручку. Пишите и рисуйте в воздухе.

Глаза при этом мягко прикрыты.

Седьмой этап. Круглые числа.

Учебный материал.

-В коробочках, которые находятся в партах, вас ждёт сюрприз. Достаньте этот предмет.

-Это счётные бусы. (Пособие SPECTRA – деревянные счетные бусы. Счет до 100)

-Как можно быстро сосчитать, сколько всего бусинок в бусах?

Счёт десятками.

-Сколько бусинок в первом фрагменте? (10)

Считаем фрагментами:10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

На доске вывешивается дидактическое пособие SPECTRA «Числовой луч до 100»

-На бусах 1 единица – это 1 бусинка.

-На числовой прямой 1 единица – это 1 деление.

-Сколько единиц от 0 до 10, от 40 до 50?

-Сколько всего единиц в 3 десятках? В 6 десятках?

-Как называются числа, которые вы видите на числовой прямой? (На числовой прямой обозначены круглые числа до 100)

- Прочитаем сообщение в учебнике. (Учебник Н.Б.Истоминой, стр. 129. Название десятков)
1 дес. - десять
2 дес. – двадцать

- Почему «сорок»?

«Сорок» - это сравнительно новое числительное. Еще в 14 веке - четыре десятка обозначалось словом «четыредесят». Слово «сорок» встречалось, только обозначало мешок, в который помещалось 40 беличьих или соболиных шкурок (именно они на Руси долго выполняли роль денег). Очевидно, сначала «сорок» стало названием денежной единицы, а потом превратилось в обозначение числа.

-Дано выражение. Прочитайте 4 дес. + 2 дес.

-Запишем это выражение с помощью круглых чисел и найдём его значение. 40 + 20 = 60.

-Запишите остальные выражения с помощью круглых чисел и найдите их значения.

9 дес. – 4 дес. = 90 – 40 = 50.
4 дес. + 3 дес. = 40 + 30 = 70.
7 дес. – 6 дес. = 70 – 60 = 10.

Проверка.

- На числовой прямой я оставила только числа, которые являются ответами выражений (не по порядку)

- Прочитайте выражение, значением которого является число 70, 10…

У кого нет ошибок в этом задании, нарисуйте на полях тетради зеленый кружок.

Восьмой этап. Комбинаторика.

Учебный материал.

У нас 4 круга разного цвета.

- Откройте тетради с комбинаторными задачами.

-Возьмите 4 цветных карандаша.

-Покажите, как можно расположить круги по-разному друг за другом, если цвет первого круга всегда одинаковый. (Один ученик получает круги на магнитах и выполняет задание на доске)

  • КСЖЗ
  • КСЗЖ
  • КЖСЗ
  • КЖЗС
  • КЗСЖ
  • КЗЖС

Сколько вариантов получили? (6)

- Кто выполнил задание правильно, на полях рабочей тетради нарисуйте зеленый кружок.

Девятый этап. Итог.

Посчитайте, сколько зеленых кружков на полях тетради за урок. 5 кругов – это максимальное количество за сегодняшний урок. Поднимите сигнальные круги те, кто сегодня получил максимальный балл. Молодцы!

-Проверим, выполнили ли мы план урока.

(Включаю мультимедийный проектор. На экране появляется план урока. Проверяем по пунктам выполнение плана урока)

  • Закройте глаза, вспомните картинку с деревьями.
  • Под каким номером была берёза? (3)
  • Под каким номером было хвойное дерево?
  • Сколько комбинаторных задач решили на уроке?