План урока.
- Разминка.
- Развиваем зрительную память
- Повторяем состав числа 10.
- Изучаем состав двузначных чисел.
- Круглые числа.
- Решаем комбинаторные задачи.
Включаю мультимедийный проектор. На экране появляется тема урока и план.
- Сегодня мы продолжаем работать с числами. Прочитаем план урока. Чтобы его выполнить, работать на уроке нужно четко, внимательно, быстро.
Первый этап. Разминка.
Цели этапа:
- Развивать умение быстро и четко отвечать на конкретный (простой) вопрос в условиях ограниченности во времени;
- Включить в урок.
Учебный материал. (Учитель задает быстро вопросы, дети отвечают, не поднимая руки)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько единиц нужно добавить к этому числу до 10? (3)
- Каким по счёту является воскресенье? (Седьмым.)
- На 2 меньше, чем месяцев во времени года? (1)
- На скамейке сидели белка, воробей, поросёнок, ворона, сорока, медведь. Сколько животных осталось после того, как все птицы улетели? (3)
- Стол стоит от шкафа на расстоянии 4 метров. Сколько метров будет между ними, если шкаф передвинут вправо на два метра, а стол – влево на столько же? (8 или 0)
- Назовите все однозначные числа, которые используют для счёта предметов. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
- Назовите все знаки – цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Второй этап. Развитие зрительной памяти.
(Оборудование - мультимедийный проектор)
Цели этапа:
- Развитие зрительной памяти и внимания.
- На экране появляется картинка, учитель дает задания:
Учебный материал.
1. Расставьте числа в порядке увеличения высоты деревьев, начинайте с самого низкого.
Запишите в тетради получившийся ряд чисел. (1, 2, 3, 4)
2. Ещё раз посмотрите на рисунок, попробуйте его запомнить, (проектор выключается)
Ответьте на вопросы:
- Под каким номером дерево, о котором в известной песне поётся: «… во поле кудрявая стояла»? (3)
- Какой номер у рисунка, на котором изображён куст? (1)
- Правда ли, что самое высокое дерево на картинке сбрасывает листья осенью? Запишите номер этого дерева. (4)
- Под каким номером, дерево, которое нарисовано справа от ёлки? (2)
- Если на дереве под номером 3 - 4 ветки и на каждой по две груши, то сколько всего фруктов на нём? (0)
Проверка
- Какой новый ряд чисел получился? (Один ученик записывает получившийся ряд чисел. Дети сигнальными кругами реагируют на правильность записи.)
- Кто верно выполнил задание, на полях тетради, напротив ряда чисел, нарисуйте зеленый кружок.
Третий этап. Комбинаторика.
Цели этапа:
Развивать логическое мышление.
Учебный материал.
-Представьте, что в вазе лежат 6 яблок и 4 груши. Сколько возможных вариантов выбора взять:
А) одну грушу (4)
Б) одно яблоко (6)
В) любой фрукт.
-Составим верное равенство к последнему вопросу.
6 + 4 = 10. (Равенство записывается на доске)
Четвёртый этап.
Использую перфокарты дидактического пособия SPECTRA
Цель этапа: повторить состав числа 10.
Учебный материал.
-Повторяем состав числа 10.
-Положите перед собой карточки с заданиями.
-Время для выполнения этой работы – 1 минута.
Проверка.
-Поменяйтесь карточками.
-Переверните её. Проверьте. (На обратной стороне карточек есть ответы)
-Если не было ошибок при выполнении задания, нарисуйте на полях тетради зеленый кружок.
Физическая пауза.
Качания головой (стимулирует мыслительные процессы).
- Дышите глубоко, расслабьте плечи и «уроните» голову вперед.
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию.
Пятый этап. Новая тема. Двузначные числа. Состав двузначного числа.
Оборудование: дидактическое пособие «Числовой луч до 20» SPECTRA
Цель этапа: объяснить состав двузначного числа.
Учебный материал.
-Мы продолжаем работу с числами. Интересно, что для записи любых чисел, даже очень больших, хватает тех цифр, которые вы хорошо знаете. Число 10 записывают не особым знаком, а с помощью двух цифр. Каких? (1 и 0)
-Сколько кругов вы видите на числовой прямой? Сосчитайте. (10)
-Сколько это десятков? (1 дес.)
-Возьмём ещё один круг. Сколько всего кругов? (1дес. и 1 круг – всего 11 кругов)
- Возьмем еще 2 круга. Сколько стало кругов?
Число 13. Объясните эту запись.
Положите перед собой линейки. Откройте коробки с деталями. (Дидактическое пособие
SPECTRA состоит из деревянных линеек с желобами и деревянных брусочков с делениями на 10, 9. 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 ед.)
-Найдите в коробке деталь, обозначающую 1 дес.
-Наберите на линейке число 24.
- Сколько десятков в этом числе? (2)
- Сколько единиц? (4)
- Сколько всего единиц? (24)
Наберите число 17. (Разные цвета брусочков для 2-х вариантов)
- Сколько в нём десятков? (1)
- Сколько единиц? (7)
Теперь вы сможете записать любое двузначное число, зная:
- Что обозначает первая цифра? (Количество десятков)
- Что обозначает вторая цифра? (Количество единиц)
Физическая пауза.
«Ленивые восьмерки»
Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Шестой этап. Комбинаторика (двузначные числа).
Цели этапа:
Развиваем логическое мышление, учим работать с таблицей.
Учебный материал.
-Продолжаем работать с двузначными числами. Развиваем логическое мышление. Для работы откройте тетради с комбинаторными задачами на стр.33.
Задание №41. (Тетрадь Н.Б.Истоминой «Решаем комбинаторные задачи»
- Сколько двузначных чисел вы составили используя цифры 3, 5, 8.
- Проверим ваши ответы, заполнив таблицу
- На доске открывается таблица
3 | 5 | 8 | |
3 | |||
5 | |||
8 |
-Внимание! Трудный вопрос.
- Назовите наибольшее двузначное число. (99)
- Почему оно из двузначных наибольшее?
- Кто выполнил комбинаторное задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружок на полях рабочей тетради.
Физическая пауза: «Письмо носом» (Упражнение снижает напряжение в области глаз)
- Закройте глаза. Используйте нос, как длинную ручку. Пишите и рисуйте в воздухе.
Глаза при этом мягко прикрыты.
Седьмой этап. Круглые числа.
Учебный материал.
-В коробочках, которые находятся в партах, вас ждёт сюрприз. Достаньте этот предмет.
-Это счётные бусы. (Пособие SPECTRA – деревянные счетные бусы. Счет до 100)
-Как можно быстро сосчитать, сколько всего бусинок в бусах?
Счёт десятками.
-Сколько бусинок в первом фрагменте? (10)
Считаем фрагментами:10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
На доске вывешивается дидактическое пособие SPECTRA «Числовой луч до 100»
-На бусах 1 единица – это 1 бусинка.
-На числовой прямой 1 единица – это 1 деление.
-Сколько единиц от 0 до 10, от 40 до 50?
-Сколько всего единиц в 3 десятках? В 6 десятках?
-Как называются числа, которые вы видите на числовой прямой? (На числовой прямой обозначены круглые числа до 100)
- Прочитаем сообщение в учебнике. (Учебник Н.Б.Истоминой, стр. 129. Название десятков)
1 дес. - десять
2 дес. – двадцать
…
- Почему «сорок»?
«Сорок» - это сравнительно новое числительное. Еще в 14 веке - четыре десятка обозначалось словом «четыредесят». Слово «сорок» встречалось, только обозначало мешок, в который помещалось 40 беличьих или соболиных шкурок (именно они на Руси долго выполняли роль денег). Очевидно, сначала «сорок» стало названием денежной единицы, а потом превратилось в обозначение числа.
-Дано выражение. Прочитайте 4 дес. + 2 дес.
-Запишем это выражение с помощью круглых чисел и найдём его значение. 40 + 20 = 60.
-Запишите остальные выражения с помощью круглых чисел и найдите их значения.
9 дес. – 4 дес. = 90 – 40 = 50.
4 дес. + 3 дес. = 40 + 30 = 70.
7 дес. – 6 дес. = 70 – 60 = 10.
Проверка.
- На числовой прямой я оставила только числа, которые являются ответами выражений (не по порядку)
- Прочитайте выражение, значением которого является число 70, 10…
У кого нет ошибок в этом задании, нарисуйте на полях тетради зеленый кружок.
Восьмой этап. Комбинаторика.
Учебный материал.
У нас 4 круга разного цвета.
- Откройте тетради с комбинаторными задачами.
-Возьмите 4 цветных карандаша.
-Покажите, как можно расположить круги по-разному друг за другом, если цвет первого круга всегда одинаковый. (Один ученик получает круги на магнитах и выполняет задание на доске)
- КСЖЗ
- КСЗЖ
- КЖСЗ
- КЖЗС
- КЗСЖ
- КЗЖС
Сколько вариантов получили? (6)
- Кто выполнил задание правильно, на полях рабочей тетради нарисуйте зеленый кружок.
Девятый этап. Итог.
Посчитайте, сколько зеленых кружков на полях тетради за урок. 5 кругов – это максимальное количество за сегодняшний урок. Поднимите сигнальные круги те, кто сегодня получил максимальный балл. Молодцы!
-Проверим, выполнили ли мы план урока.
(Включаю мультимедийный проектор. На экране появляется план урока. Проверяем по пунктам выполнение плана урока)
- Закройте глаза, вспомните картинку с деревьями.
- Под каким номером была берёза? (3)
- Под каким номером было хвойное дерево?
- Сколько комбинаторных задач решили на уроке?