Цели урока:
1. Образовательные:
- ввести новую единицу измерения длины – дециметр;
- закрепить действия с круглыми числами, решение текстовых задач.
2. Развивающие:
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы;
- развивать творческие способности детей.
3. Воспитательные:
- умение работать в коллективе, учить детей общению.
Оформление урока – Приложение 1.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Во-первых, у нас гости, а когда приходят гости нужно обязательно поздороваться и пожелать всем и нам хорошего настроения.
Дети читают стихи:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу.
- Во-вторых, урок необычный. Сегодня мы будем с вами играть в игру «Крестики-нолики».
Правила игры.
- Класс я разделю на две команды по желанию.
- Одна команда «Крестики», а другая «Нолики».
- На плакате 9 заданий вы выбираете любое и выполняете его быстро, та команда, которая выполнит быстро и правильно получает очко.
- Побеждает та команда, которая больше выполнит заданий.
- Сегодня мы с вами будем решать задачи и уравнения, решать примеры с круглыми числами и познакомимся с новой единицей измерения длины.
- А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.
- Итак, кто же начнёт игру. Прошу подойти командиров каждой команды и угадать в какой руке у меня ключик. Начинаем игру. Самое главное помогайте друг другу. Начинает команда «Нолики».
II. Решение задач на повторение.
1) «Как хорошо уметь считать».
а) Работа в тетради.
- Число, классная работа.
- А сейчас проведём минутку чистописания. О каком числе пойдёт речь, послушайте?
Ничего нет проще
Число десять написать –
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.
- Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.
б) Математический диктант (2 человека от каждой команды у доски).
- Первое слагаемое 30, второе 50. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 90, вычитаемое 30. Найдите сумму.
- Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 50. Чему равно другое?
- Я задумала число, к нему прибавила 30 и получила 60. Какое число я задумала?
- Я задумала число, вычла из него 60 и получила 30. Какое число я задумала?
- 80, 60, 20, 30, 90 – как можно назвать эти числа? Почему?
- Какое число самое большое? Какое число самое маленькое?
в) Работа с числами.
- Прочитайте числа: 8521, 423, 80, 14, 8.
- В каком порядке расположены числа?
- Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.
- Назовите четырёхзначное, трёхзначное, двузначное, однозначное?
- Назовите круглые числа.
- Назовите чётные числа, нечётные числа .
- Назовите число , в котором 2 десятка и 3 единицы.
г) «Кто быстрее всё решит».
- На доске записаны примеры. Вы ребята выбегаете к доске решаете пример и садитесь на место, выбегает следующий и т.д. Посмотрим, чья команда решит быстро и правильно.
90 – 30 = 40 + 20 = 70 + 10 = 80 – 50 = 50 + 50 = |
|
- Теперь выбирает следующее задание команда «Крестики».
2) «Запомни всё».
- Задание называется «Запомни всё!». Я вам сейчас покажу геометрические фигуры и геометрические тела. (Приложение 2)
- А кто мне скажет, чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур?
- Вы должны запомнить как можно больше фигур, а потом их нарисовать и правильно назвать. Кто нарисует фигур больше, тот и победит.
- Кто же больше запомнил фигур? Команда «Крестики» или команда «Нолики».
- Выбираем следующее задание.
III. «Открытие»детьми новых знаний.
3) «Измеряем всё подряд». (Приложение 3)
а)
- С какой величиной мы сейчас будем работать? (Масса – m.)
- В каких единицах измеряется масса?
- Какова масса дыни?
- Какова масса арбуза?
- Чья масса больше? На сколько больше?
б)
- С какой величиной мы сейчас будем работать? (Объём – v.)
- В каких единицах измеряется объём?
- Сколько литров воды в ведре?
- Сколько литров в 3 банках?
- Чей объём больше? На сколько больше?
в)
- С какой величиной мы сейчас будем работать? (Длина – L.)
- В каких единицах измеряется длина?
- Покажите мне эту мерочку. (На столе лежит см.)
- Измерьте длину карандаша. Как вы это будете делать?
- Сколько см длина карандаша?
- Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?
Проблема!!!
- А теперь попробуем измерить длину шарфика нашей мерочкой. (Длина шарфика 50 см.)
- Почему у вас такие разные ответы?
- Почему не получается?
- Я предлагаю поработать в группе и всем вместе обсудить этот вопрос.
- Не забудьте, как мы работаем в группе, выслушиваем каждое мнение, обсуждаем и делаем выводы, выбираем человека, который будет объяснять у доски.
- Что вас удивило в этом задании? Что интересного?
- Вы не можете измерить нашей мерочкой длину шарфика? А почему?
- В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)
- Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)
- Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)
- А почему? (Для удобства.)
- Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.
- Может быть кто-то уже знает как она называется? (Дециметр – дм.)
(На столе лежит новая мерочка дециметр.)
- Попробуйте измерить шарфик новой мерочкой.
- Сколько таких мерочек уложилось в шарфике? (5)
- Какова длина шарфика? (5 дм)
Запишем в тетради:
1 дм = 10 см
- С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?
- А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)
- Какова длина шарфика в дм? А в см?
5 дм = 10 см +10 см + 10 см + 10 см + 10 см = 50 см
- А можно ли сравнить длину карандаша и длину шарфика?
10 см? 5 дм?
- А почему нельзя?
- Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.
IV. Первичное закрепление.
- Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.
- Я показываю задание сначала одной команде, а потом второй. Будьте внимательны!
Выразите дм в см:
2 дм = ___ см 3 дм = ___ см |
|
6 дм = ___ см 8 дм = ___ см |
Выразите см в дм:
50 см = ___ дм 10 см = ___ дм |
|
60 см = ___ дм 40 см = ___ дм |
Сравните величины:
4 см ... 9 дм 7 дм ... 70 см |
|
8 дм ... 80 см 70 см ... 9 дм |
- Почему возникли трудности в последнем задании? В каких примерах? (Когда сравнивали разные единицы длины.)
- Что необходимо было сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)
- Кто победил в этом задании? Выбираем следующее.
V. Обучающая самостоятельная работа.
4) «Проверь себя!» (работа в тетрадях).
- Ребята, на доске записаны примеры и уравнения. Вы выбираете для себя любые задания и решаете их в тетради. Задание № 5, 9. (Приложение 5)
«Я могу. У меня получится».
5 дм + 3 дм = 9 дм – 2 дм = 5 дм + 4 дм = 6 дм – 1 дм = |
|
а) Х + 20 = 80
б) Х – 30 = 40
в) 50 – Х = 20
- А теперь проверим. Сверяем ответы с доской.
- Какая команда справилась лучше в этом задании?
- Выбираем следующее задание.
VI. Физкультурная минутка.
5) «Задачкино».
- Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать, посоветоваться со своей командой и ответить на вопрос задачи.
а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?
4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.
б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?
9 – 7 = 2 (дм) – у Ксюши лента длиннее.
в) На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя 90 см. Кто принёс больше тесьмы Оля или Катя? Почему?
9 дм = 90 см – одинаково.
- Откройте учебник на странице 52 задача № 6. (Приложение 1, задание № 6.)
- Задачу будем решать в тетради.
- Прочитайте задачу (схема нарисована на доске):
- Что известно в задаче?
- Что необходимо узнать? (Сколько тесьмы у неё осталось?)
- А что такое тесьма? (Прочитайте в словаре.)
- А можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Почему? (Нам необходимо сначала узнать, сколько тесьмы у неё было?)
- Как ответить на этот вопрос? (Найти целое.)
- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
- Почему? (В задаче говорится о разных мерках длины.)
- Да, ребята, а мы знаем, что сравнивать, складывать, вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками длины.
- Переведём 30 см в дм.
30 см = 3 дм
- Как узнать, сколько дм тесьмы у неё осталось? (От целого отнять часть.)
- Запишите краткую запись и решение в тетрадь.
1) 5 + 4 = 9 (дм)
2) 9 – 3 = 6 (дм)
- А можно записать решение задачи математическим действием?
(5 + 4) – 3 = 6 (дм)
Ответ: 6 дм.
5) «Это интересно!»
- В городе Севре (Франция) есть Международное бюро мер и весов. Там в специальном помещении на специальных подставках лежит стержень сделанный из весьма твёрдого сплава платины и иридия. На нём имеются две отметки. Расстояние между ними по международному соглашению принято считать основной единицей измерения длин и называть метром (м) (показать метровую линейку).
- Это более укрупнённая мерка длины, с которой мы познакомимся в будущем (задание опережающего характера – возможность вызвать познавательный интерес).
6) « Загадкино».
- Загадываю загадки для каждой команды, если не сможет отгадать загадку одна команда, ход переходит к другой.
- Палочка волшебная
Есть у меня друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход. (Карандаш.) - Делать ровную черту
Всем всегда я помогу,
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Линейка.) - Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (Отрезок.)
- Удобная мерка длины. (Дециметр.) Сколько см в дм?
- Молодцы, отгадали все загадки. В этом задании никто не победил.
7) «Найдите лишнее».
а) Приложение 4.
б) 25, 972, 10, 36, 6 .
в) 80л, 25л, 17л, 9л, 8 дм.
- C какой новой мерочкой длины мы познакомились?
- Сколько сантиметров в 1 дм?
- А сколько сантиметров в 8 дм?
- Для чего необходима новая мерка длины?
8) «Чёрный ящик».
- В чёрном ящике лежит мерка, которой измеряют величину.
- Каждая команда задаёт мне вопросы. А я говорю: «да» или «нет».
- Правильно, это новая мерочка длины.
VII. Итог урока.
- С какой новой мерой длины мы познакомились?
- Для чего нужна новая мерка длины?
- Сколько сантиметров в 1 дм?
- Понравился ли вам урок? Почему?
- Итак, подведём итоги. Победила дружба.
- Спасибо вам за работу на уроке.