Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельной работы учащихся на уроках теоретического обучения по предмету "Кулинария"

Разделы: Технология


Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Выбор или разработка технологии преподавания конкретного вопроса осуществляются преподавателем на основе его личных убеждений, и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Актуальность проблемы:

Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения.
Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках теоретического обучения.
Указанных недостатков можно избежать, если организовать процесс изучения предмета «Кулинария», используя комплексный подход к проблеме.
А именно: рассмотреть разработку рабочей тетради как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы учащихся.
Это позволит:

  • иметь возможность логически излагать материал, отслеживать  причинно-следственные связи данного предмета;
  • формировать политехнические основы знаний для преемственного перехода  от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной;
  • реализовать принцип опережающей подготовки:

 с одной стороны - это возможность приобретения дополнительных знаний за счет сэкономленного времени, с другой – возможность углубления знаний по данной профессии;

Глава I. Дидактико-методическое обеспечение педагогического процесса дидактическими средствами обучения.

1.1. Знаковые системы обучения

В процессе обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока (карты программированного контроля, диафильмы, инструкционные карты).
В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.).
Их многочисленность и дидактическая значимость в формирование знаний и умений учащихся, дают право говорить о свершившемся в нашей стране в середине ХХ в. «методическом взрыве». Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. Образовательный и социальный эффект, полученный в результате применения этих средств обучения, показывает, что они по праву вошли в классификацию средств обучения.
По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам обучения. В процессе обучения техническим дисциплинам, используются различные предметно-знаковые системы.

1.2. Разработка листов рабочей тетради

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации.
Существенное отличие их заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях она специально конструируется.
Суть конструкта ёмко выразил Л.Н. Ланда: Обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов». Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности».
Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство. В настоящее время у преподавателя таких эффективных средств нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется.
Говоря иначе, сегодня преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности учащихся.
Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля за течением этих процессов.
Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер.
Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради.
Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений (составление алгоритмов).
Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции.
Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется на месте, где была совершена.
В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании технологических понятий, применяются:

  • Операциональное определение технологических понятий;
  • Вычерчивание принципиальных технологических схем;

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради.
Для контроля уровня сформированности знаний, лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.
Логика представления учебной информации такая, же, как в опорном конспекте.
Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства, задают ориентировочную основу деятельности, построение графиков, диаграмм, формируют исполнительские действия.
И, наконец, решение задач, формулировка выводного знания определяют уровень сформированности знаний и умений учащихся.
Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всём объёме рабочей тетради на протяжении изучения, переходят в метод учебной работы.
Роль обучения повышается в условиях самостоятельности учащихся.
Когда учащийся сам продумал материал, применил теорию на практике,
оценил изученные вопросы, выработал свое отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становятся идейными и профессиональными убеждениями. Самостоятельность обеспечивается главным образом методикой обучения, именно методика способна заставить учащихся думать, творчески подходить к решению тех или иных вопросов, вырабатывать самостоятельные взгляды.
Как обеспечить успешность процесса формирования у учащихся выделенных умений?
Для этого необходимо соблюдать диалектические условия: организовывать учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и выделение учащимися состава обобщенных диагностических задач, ориентированных на формирование выделенных умений и реализуемых поэтапно.
Однако преподавателю недостаточно иметь программу знаний и операций.
Важно наличие эффективных средств, которые обеспечили бы надежное формирование у учащихся необходимых систем знаний и операций.
В настоящее время у большинства педагогов таких эффективных средств практически нет. Объясняя новый материал, проводя тренировочные упражнения, преподаватель не может быть уверен, что все учащиеся производят именно те операции, которые необходимы, осуществляют их так, как нужно, и что эти операции складываются у них именно в ту систему, которая требуется.
Одним из средств, которые с одной стороны, обеспечивали бы пооперационное формирование мыслительных процессов учащихся, а с другой – давали бы преподавателю возможность получать подробную информацию о каждом из этапов формирования данных процессов, и на основе этого осуществляется пооперационный контроль, являются рабочие тетради.
Для того чтобы научить учащихся думать, рассуждать, недостаточно ознакомить их с операциями, которые надо производить в том или ином случае, а также требовать, чтобы они их выполняли. Необходимо создать такие условия, так организовать обучение, чтобы учащийся в процессе усвоения знаний и тренировки, обязательно осуществлял нужные операции, чтобы он не мог уйти от решения задачи. (Приложение 1)
Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных учащихся провести прямо на уроке.
Так при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность значительно сократить объем домашних заданий и добиться достаточно хорошего усвоения материала и методов умственной работы прямо на уроке.
Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой
эффективностью, объективностью, продуманность и четкая постановка вопросов - таков неполный перечень преимуществ контроля.
С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой; учащийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время. Преподавателю достаточно просмотреть запись в тетради.

1.3. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности
 и организации самостоятельной работы студентов

Инновационные образовательные технологии интересуют меня давно.
Свою работу в этом направлении я начала с того, что попыталась отчетливо представить себе, от чего хотелось бы избавиться в учебном процессе.
Пришла к выводу, что неприемлемы:

  • фронтальные формы организации занятий, в ходе которых преподавателя и учащихся разделяет «стена», отводящая преподавателю роль судьи, выносящей приговор;
  • формы контроля знаний, сводящиеся к элементарному воспроизведению ранее изученного материала;
  • низкая активность учащихся на занятиях, когда они большую часть времени фиксируют учебный материал или ожидают контрольного вопроса,
  • включаясь в мыслительный процесс с единственной мыслью - приобрести оценку за продемонстрированную способность запомнить пройденное;
  • леность и безынициативность мышления студентов, готовых предпочесть простое запоминание материала процессу приобретения прочных знаний.

Многолетняя практика работы с учащимися I курсов свидетельствует о том, что, к сожалению, подавляющее большинство учащихся не обладает еще навыками целенаправленной организации умственного труда и самостоятельной работы. Для многих из них одной из основных задач, решаемой в ходе учебного процесса, является выработка умения осмысленного чтения и осознанного освоения изучаемого материала, умения его дифференцировать (выделять главное).
Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность учащегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое.
Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.
Предмет «Кулинария» относится к предметам специального цикла и является одним из основных, на котором учащиеся получают теоретические основы осваиваемой профессии «Повар - кондитер».
Предлагаемая рабочая тетрадь составлена согласно Госстандартом в соответствие с рабочей программой курса «Кулинария» и предназначена как для индивидуальной, так и для групповой деятельности.
Рекомендуется учащимся дневной и вечерней форм обучения для закрепления теоретических знаний по предмету.
Рабочая тетрадь по предмету «Кулинария» способствует решению обучающих и развивающих задач и повышает продуктивность обучения при освоении профессии «Повар – кондитер».
Разделы рабочей тетради следуют логике расположения учебного материала
в учебной программе курса «Кулинария» и содержат 18 учебных тем.
Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

  • содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
  • характером (стилем) управления познавательной деятельностью учащихся;
  • исходным уровнем подготовленности аудитории;
  • возрастными особенностями слушателей;
  • условиями обучения;
  • творческими способностями преподавателя.

Предлагаемая мною модель рабочей тетради включает в себя 4 блока: три основных обязательных и один справочный. (Схема1)

Первый блок («Актуализация опорных знаний») (Приложение 2)
Представляет собой так называемое мобилизирующее начало.
Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Второй блок
Представляет собой сконструированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Сконструированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.
Он позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах темы, прививает навыки конспектирования, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия учащимися. Развивает зрительную память, учит мыслить образами. Если ученик научился выделять и удерживать в памяти смысловые пункты и располагать их в определенной последовательности, это значит, что он уже чётко представляет себе логическую схему, отражающую структуру материала и можно с уверенностью сказать, что ответ его будет последовательно логичен.
Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но непроизвольно прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства первокурсников), позволяет сосредоточить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества,

Третий блок («Самоконтроль»)
Предусматривает системудидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку учащихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Выполнение тренировочных упражнений способствует:

  • совершенствованию умений самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
  • развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;
  • воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы учащихся не создает перегрузки,
а наоборот, вызывает у учащихся повышенный интерес к изучаемому предмету, помогает его усвоению и закреплению.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами.
Изобразите схематично приготовление блюда;
Сделайте соответствующие выводы;
Обозначьт еосновные элементы блюда;
Выделите отличительные особенности в приготовление блюд;
Важно отметить, что учащиеся должны как можно чаще ставить себя в положение исследователей и открывателей, а потому предпочтение следует отдавать заданиям такого рода, как ситуационные задачи, и активнее включать учащихся в условия реальной ситуации.
Известно, что задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью. А условия реальной ситуации прививают практические навыки наблюдения, эксперимента.
Самостоятельная работа - важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех учащихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается.
Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах.
Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие еще в прошлом веке, французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом».

Четвертый блок
Включает перечень по изучаемой дисциплине рекомендуемой литературы. Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать учащихся и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью учащийся узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.
Для формирования творческого мышления важно ознакомить обучаемых с основными методами научного познания хотя бы в минимальном объёме:
в рабочей тетради имеется ряд заданий на сравнение, выделение существенных признаков, систематизацию, формирование определений и понятий.
Проверка знаний учащихся позволяет осуществлять обратную связь между учащимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях учащихся. Проверяя и анализируя знания обучаемых, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.
В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение учащихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение учащихся между собой.
Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы.
Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения учащихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

Урок кулинарии.