Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART.
- Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы значительно расширяют возможности предъявления учебной информации (цвет, график, звук) позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
- ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
- Самое главное – использование ИКТ помогает повысить познавательный интерес детей младшего школьного возраста.
Чистописание
а) оло ок ол ьч ея коло
б) Слово КОЛО в древнем русском языке означало "колесо, круг". Какие слова произошли от древнерусского "коло", если они называют:
- небольшой круглый хлебец;
- рубашку из металлических колец для защиты от ударов меча и копья;
- круг, который вращается на оси;
- след от колёс
в) Как можно назвать эти слова? (родственные) Почему? Выделите в них корень.
Повторите значения этих слов.
оло ок ол ьч ея коло колобок кольчуга колесо колея слайд №1 |
Повторение пройденного
1) Для изучения нового на уроке, нам необходимо вспомнить состав слова, поупражняться в словообразовании.
- С помощью каких морфем образуются новые слова?
Древнерусское слово ИМАТЬ значило "брать".
Образуйте родственные слова с помощью приставок с данным древним корнем.
(Учащиеся на интерактивной доске перемещают приставки и составляют слова, затем объясняют лексическое значение слов и записывают слова)
2) Вы воспользовались данными приставками для образования родственных слов. (слайд № 3)
- Подумайте, на какие две группы их можно разделить? (Уч-ся на интерактивной доске перемещают приставки и делят их на 2 группы: приставки, которые оканчиваются на буквы гласных и на буквы согласных)
- На уроке для изучения новой темы нам понадобятся данные группы приставок.
за-, по-, раз-, с-, вы-, от-
Слайд № 3 |
3) Вспомните, как называются устойчивые сочетания слов?
Приведите примеры фразеологизмов. На наших необыкновенных шахматах составьте фразеологизм из заданных морфем, картинок и слов. Ход конём.
Как ходит конь?
Слайд № 4
Запись в тетрадях: "Согнуть в бараний рог" (Дети в фразеологических словарях находят значение выражения)
- Выделите орфограммы в словах (называют орфограммы и объясняют их правописание)
- К какой группе можно отнести приставку в слове "согнуть"?
ф и з м и н у т к а
Изучение нового
1) Следующий фразеологизм угадайте по фрагменту, записанному транскрипцией.
На классной доске мелом записана транскрипция:
[ ч' й о м' а с о с й' э л а] (Чует кошка, чьё мясо съела.)
Запишем это предложение в тетрадь. (Уч-ся записывают предложение, комментируя правописание слов. На последнем слове "съела" учитель их останавливает.)
Как пишется слово "съела"? (Проблемная ситуация: варианты ответов детей могут быть разные.)
2) Давайте понаблюдаем за словами, в которых пишется твёрдый знак, и постараемся определить правила его правописания
Слайд № 5 ( программа Power Point)
Назовите слова с "Ъ" (анимация подчёркивания слов с "ъ")
(Уч-ся наблюдают за словами и формулируют правило написания твёрдого знака в словах)
3) Прочитаем, как сформулировано правило в учебнике на стр.14 (Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е.)
4) На следующем слайде в задании надо определить, после каких приставок нужно вставить твёрдый знак (Уч-ся объясняют правило, вставляют на интерактивной доске твёрдый знак и записывают слова в тетрадь)
Слайд № 6
5) В следующем упражнении, подумайте, какой разделительный знак надо вставить в слово: твёрдый или мягкий?
Слайд № 7
(Уч-ся на интерактивной доске вписывают нужную букву)
5) Незнайка писал диктант. Проверьте, всё ли правильно он сделал.
Слайд № 7
(Уч-ся на интерактивной доске маркером исправляют ошибки, объясняя правило написания разделительных знаков.)
Самостоятельная работа (по вариантам разной степени сложности, выполняют на отдельных листочках)
1 вариант - вставить в слова разделительный знак, объяснить фразеологизмы с помощью словаря.
2 вариант - вставить разделительный знак, объяснить фразеологизмы с помощью словаря, подобрать к фразеологизму синоним и антоним (соединить синоним красной линией, антоним - синей)
Проверка самостоятельной работы (Правильное выполнение выводится на экран)
… Обобщение
Слайд № 8
- Запишем правило написания в словах разделительного твёрдого знака в таблицу (Учитель на интерактивной доске, в дети в тетрадях с памятками определяют место твёрдого знака в таблице, повторяют правила и вписывают обозначения)
Итог урока
Подводится итог урока. Выставляются отметки. Даётся домашнее задание.