Урок русского языка. 3-й класс. Тема: "Разделительный твердый знак"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART.

  1. Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы значительно расширяют возможности предъявления учебной информации (цвет, график, звук) позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  2. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  3. Самое главное – использование ИКТ помогает повысить познавательный интерес детей младшего школьного возраста.

Чистописание

а) оло ок ол ьч ея коло

б) Слово КОЛО в древнем русском языке означало "колесо, круг". Какие слова произошли от древнерусского "коло", если они называют:

- небольшой круглый хлебец;

- рубашку из металлических колец для защиты от ударов меча и копья;

- круг, который вращается на оси;

- след от колёс

в) Как можно назвать эти слова? (родственные) Почему? Выделите в них корень.

Повторите значения этих слов.

оло ок ол ьч ея коло

колобок

кольчуга

колесо

колея

слайд №1


Повторение пройденного

1) Для изучения нового на уроке, нам необходимо вспомнить состав слова, поупражняться в словообразовании.

- С помощью каких морфем образуются новые слова?

Древнерусское слово ИМАТЬ значило "брать".

Образуйте родственные слова с помощью приставок с данным древним корнем.

(Учащиеся на интерактивной доске перемещают приставки и составляют слова, затем объясняют лексическое значение слов и записывают слова)

2) Вы воспользовались данными приставками для образования родственных слов. (слайд № 3)

- Подумайте, на какие две группы их можно разделить? (Уч-ся на интерактивной доске перемещают приставки и делят их на 2 группы: приставки, которые оканчиваются на буквы гласных и на буквы согласных)

- На уроке для изучения новой темы нам   понадобятся данные группы приставок.

за-, по-, раз-, с-, вы-, от-

 

 

Слайд № 3

3) Вспомните, как называются устойчивые сочетания слов?

Приведите примеры фразеологизмов. На наших необыкновенных шахматах составьте фразеологизм из заданных морфем, картинок и слов. Ход конём.

Как ходит конь?

Слайд № 4

Запись в тетрадях: "Согнуть в бараний рог" (Дети в фразеологических словарях находят значение выражения)

- Выделите орфограммы в словах (называют орфограммы и объясняют их правописание)

- К какой группе можно отнести приставку в слове "согнуть"?

ф и з м и н у т к а

Изучение нового

1) Следующий фразеологизм угадайте по фрагменту, записанному транскрипцией.

На классной доске мелом записана транскрипция:

[ ч' й о м' а с о с й' э л а] (Чует кошка, чьё мясо съела.)

Запишем это предложение в тетрадь. (Уч-ся записывают предложение, комментируя правописание слов. На последнем слове "съела" учитель их останавливает.)

Как пишется слово "съела"? (Проблемная ситуация: варианты ответов детей могут быть разные.)

2) Давайте понаблюдаем за словами, в которых пишется твёрдый знак, и постараемся определить правила его правописания

Слайд № 5 ( программа Power Point)

Назовите слова с "Ъ" (анимация подчёркивания слов с "ъ")

(Уч-ся наблюдают за словами и формулируют правило написания твёрдого знака в словах)

3) Прочитаем, как сформулировано правило в учебнике на стр.14 (Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е.)

 4) На следующем слайде в задании надо определить, после каких приставок нужно вставить твёрдый знак (Уч-ся объясняют правило, вставляют на интерактивной доске твёрдый знак и записывают слова в тетрадь)

 

Слайд № 6

 5) В следующем упражнении, подумайте, какой разделительный знак надо вставить в слово: твёрдый или мягкий?

 Слайд № 7

(Уч-ся на интерактивной доске вписывают нужную букву)

5) Незнайка писал диктант. Проверьте, всё ли правильно он сделал.

 

Слайд № 7

(Уч-ся на интерактивной доске маркером исправляют ошибки, объясняя правило написания разделительных знаков.)

 Самостоятельная работа (по вариантам разной степени сложности, выполняют на отдельных листочках)

1 вариант - вставить в слова разделительный знак, объяснить фразеологизмы с помощью словаря.

2 вариант - вставить разделительный знак, объяснить фразеологизмы с помощью словаря, подобрать к фразеологизму синоним и антоним (соединить синоним красной линией, антоним - синей)

 

Проверка самостоятельной работы (Правильное выполнение выводится на экран)

Обобщение

 Слайд № 8

 - Запишем правило написания в словах разделительного твёрдого  знака в таблицу (Учитель на интерактивной доске, в дети в тетрадях с памятками определяют место твёрдого знака в таблице, повторяют правила и вписывают обозначения)

Итог урока

Подводится итог урока. Выставляются отметки. Даётся домашнее задание.