Урок русского языка: "Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цель. Раскрыть роль прилагательных в предложении, в речи.

Закрепить понятие об имени прилагательном.

Развивать речь, внимание, мышление, память.

Прививать любовь к русскому языку, потребность в изучении нового.

Оборудование: раздаточный материал - тесты, тексты; слова – опоры на доске.

Ход

1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким бы вам хотелось видеть сегодняшний урок?

2. Чистописание.

Будем записывать строчные буквы, а какие нужно отгадать.

- Назовите парную согласную буквы ф. (в)

- Какая буква в алфавите стоит между буквами н и п? (о)

- Назовите букву, которая обозначает согласные звуки [ л ], [ л? ].

- Назовите парную согласную буквы з.

(в о о л с)

- Продолжите написание букв с чередованием, соблюдая наклон и расстояние между буквами.

Оцените свою работу.

(Красиво, аккуратно-5, одна помарка-4) Как оценили себя. Кто поставил 5, кто 4.

3. Подготовка к теме урока.

-Вернёмся к первому заданию. Соберите все буквы. Что получилось? (слово)

(открываю карточку – слово)

- Что вы знаете о слове? (У каждого слова своя работа. Слова обозначают предметы, признаки, действия.)

- Посмотрите на доску.

Снег, снеговик, снежок.

- Прочитайте глазками.

- Прочитаем, чётко проговаривая.

Запишите слова в тетрадь.

- Поработаем со словами, что можно о них сказать.

(Имена сущ., родственные слова, М.р., в ед. ч.)

4. Беседа с последующим определением темы урока.

- О каждом слове можно многое рассказать. А если спросить любого человека: “Какой снег?” Как он ответит? (белый)

(Выставляю карточки под словом снег.)

- Всегда ли снег белый? (серый)

- Бывает ли розовым? (солнце заходит)

- А голубым? (небо голубое и свет ложится на снег)

- А бывает ли снег мокрый? (когда наступает потепление)

- А ещё снег бывает пушистый, колючий, холодный, жгучий.

Итак, снег бывает разный.

- С помощью какой части речи мы смогли передать всё разнообразие снега? (Имя прил.)

-Докажите.

Подберите имена прилагательные к словам: снеговик и снежок.

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Имя прилагательное)

(Открываю на доске табличку “Имя прилагательное”)

5. Работа над темой.

-Где бы мы ни были, чтобы мы ни делали, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и определить его признаки.

- Отгадайте загадки.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода –кора. (заяц)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

(По ходу ответов детей открываю рисунки животных, под рисунками слова)

трусливый

 

зубастый

волк

косолапый

за..ц

большой

м..две..ь

белый

 

серый

 

- Какое задание можете предложить?

-Добавьте подходящее по смыслу прилагательные к существительным. Первое словосочетание запишем вместе к слову волк.

(Серый волк)

Дети выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка.

Как оценили работу.

Прочитайте, какие получились словосочетания?

6. Физминутка.

“Зайцы”

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

7. Тест.

А сейчас проверим себя, выполним тест.

Работать будем ручкой, проверять карандашом.

1. Выбери правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета;

б) признак предмета,

в) действие предмета;

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Утро, прохладный, дует, прелестный, погода, падает, морозно, свежий, ветерок, белый, зимняя.

3. Поставь вопрос к именам прилагательным.

лес (______________________)

зимний,

поляна (___________________)

снежная,

сосны (____________________)

высокие.

Возьмите карточку – ключ. Проверьте свою работу, оцените себя. Нет ошибок -5, одна, две ошибки – 4. Как оценили себя?

Что же такое имя прилагательное, для примера используйте слова из задания второго.

7. Объяснение нового.

На сегодняшнем уроке мы должны ещё что-то узнать об имени прилагательном.

Посмотрите на доску.

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть.

У неё зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие, шерсть пушистая, золотистая.

(Открываю предложения по очереди.)

Прочитайте первое предложение.

- Можно ли из него узнать о ком говориться?

Прочитайте второе предложение.

- А из этого предложения можно узнать о ком говориться?

- Какие слова уточняют описание предмета? Прочитайте. (Я подчёркиваю волнистой линией)

- Как называются эти слова? Им. прил.

- Для чего в речи употребляются имена прилагательные? Какова их роль?

Имена прилагательные делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

(Открываю запись на доске.)

Прочитаем.

9. Упражнение для глаз.

“Круг”

Показываю большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

“Квадрат”

Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний и т. д.

10. Творческая работа.

Выполним творческую работу и докажем, что прилагательные делают нашу речь выразительной, живописной.

Возьмите из конверта лист под №2

Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Прочитаем. Вместо точек вам нужно подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Опорные слова даны ниже.

Пришла ……….. зима. Кругом лежит …………..снег. На реке ……… лёд. Для ребят настали …………деньки. Можно лепить …………. бабу, ходить на лыжах, бегать на коньках.

Опорные слова:

Хрупкий, холодная, долгожданная, пушистый, белый, толстый, тонкий, весёлые, снежную.

- Прочитаем тексты, которые у вас получились. Чей текст вам больше понравился, почему?

11. Дом. задание.

12. Рефлексия.

- Какая была тема урока?

- Какое задание понравилось больше всего, о чём расскажете дома?

-Кто доволен своей работой?

Проанализируем свою работу. У кого в тетради больше 5, показывает красный кружок, у кого больше 4- жёлтый, кто не смог себя сегодня оценить зелёный, тот постарается на следующем уроке.

(дети показывают)

Закончить урок я хотела бы такими словами об имени прилагательном.

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!

Карточка – ключ.

1. Выбери правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета;

б) признак предмета,

в) действие предмета;

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Утро, прохладный, дует, прелестный, погода, падает, морозно, свежий, ветерок, белый, зимняя.

3. Поставь вопрос к именам прилагательным.

лес (какой?) зимний,

поляна (какая?) снежная,

сосны (какие?) высокие.