Брейн-ринг. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Эту игру можно проводить на уроке - обобщения курса физики 7-го класса или в рамках “Недели Физики”.

Внеклассные занятия – давний вид учебной работы. На них учащиеся в увлекательной форме могут расширить и углубить знания, полученные на уроках. Пробудить у учащихся стремление к творчеству, выработать у них умение быстро мыслить, проявлять находчивость. Внеклассные занятия позволяют формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Цель: повышение интереса учащихся к изучению физики.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся,
  • развивать познавательный интерес к предмету,
  • развить коммуникативные способности учащихся.

Оснащение занятия:

  • мультимедийный проектор, экран, системный блок,
  • презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint.

Приборы и оборудование: сосуд с водой, динамометр, физическое тело.

ХОД ИГРЫ

Вся игра сопровождается соответствующими слайдами презентации.

Команды состоят из шести человек. Жюри – 3 человека из старшеклассников.

После каждого этапа объявляют счет игры. Ведет игру учитель. Слайд 1 (Презентация)

1-й этап. Приветствие. Слайд 2. Максимальный балл - 5. Команды ещё до дня игры придумывают название команды, готовят приветствие.

2-й этап. Разминка. Слайд 3. Зачитываются вопросы из книги Григория Остера “Физика”. Та команда, которая знает ответ нажимает на кнопку звонка (или поднимает сигнальный флажок). Время, отведенное на раздумье, равно количеству баллов.

Вопросы:

1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (1 мин.)

2. Тетя Уля упала в речку вместе с жирным гусем. Гусь вышел на берег сухой, а тетя Уля выползла вся мокрая. Почему? (1 мин.)

3. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (1 мин.)

Слайд 4

4. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажи, в скольких состояниях находится вода в чайнике? (1 мин.)

5. Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится Джин? (1 мин.)

6. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или в простуженных? (1 мин.)

Слайд 5

7. Почему в полной темноте, встав с кровати и отправившись в путь босиком, нельзя быть абсолютно уверенным, движешься ли ты в направлении туалета или идешь прямо в шкаф? (1 мин.)

8. В редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краев ванну, на пол выливается 30 000 кубических сантиметров воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети. (2 мин.)

9. Семиклассник Вася, расталкивая в школьном буфете первоклассников, за одну минуту совершает работы, равную 4200 Джоулей. Какова мощность семиклассника, неудержимо рвущегося к еде? (Дайте ответ в системе СИ). (2 мин.)

Слайд 6

10. Добираясь из пункта А до пункта Б, расстояние между которыми 4000 метров, печальный дядя Боря имел ряд приключений. Первые 10 минут дядя Боря шел не спеша и только изредка вздрагивал, предчувствуя беду. Следующие 4 минуты дядя Боря мчался изо всех сил, спасаясь от дворняги Моськи и ее верных подруг Жучки, Шавки и Клюквы. После того, как подруги, мечтавшие поближе познакомиться с дядиборинами брюками, наконец отстали, дядя Боря еще 16 минут бежал трусцой, постепенно снижая скорость. Затем он 18 минут тихонько полз в густой траве мимо мирно пасущегося быка Еремы. И еще 3 минуты очень быстро от вышеназванного быка убегал. Последние 9 минут дядя Боря на всякий случай преодолел на четвереньках. Вычислите среднюю скорость печального дядя Бори, прибывшего в пункт Б в невменяемом состоянии. (Ответ дайте в км/ч). (2 мин.)

3-й этап. “Их надо знать в лицо!”. Учащиеся должны узнать по фото ученых, записать их фамилии на листочках и сдать в жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время – 3 минуты. Слайд 7

4-й этап. “Счастливый случай”. Капитаны команд подходят к жюри и выбирают жребием номер, под которым они будут отвечать. Задание - за 1 минуту надо ответить на 16 вопросов. Отвечает вся команда, любой член команды. Засчитывается сказанный от любого члена команды правильный ответ. Слайд 8

Вопросы 1-й команде.

1. Из чего состоят все вещества.

2. Что принято за единицу массы в системе СИ.

3. Автор закона о равномерной передаче давления.

4. Какая сила нам помогает двигаться.

5. Давление газа объясняется…

6. Явление сохранения скорости тела.

7. Что принято за единицу силы в системе СИ.

8. Чем больше площадь опоры, тем давление…

9. Прибор для измерения объема жидкости.

10. Как двигаются молекулы.

11. Причина изменения скорости тела.

12. Молекулы одного и того же вещества…

13. С какой жидкостью работал Торричелли.

14. Длина траектории – это…

15. Прибор для измерения температуры тела.

16. Вес есть тогда, когда…

Слайд 9

Вопросы 2-й команде.

1. Из чего состоят молекулы.

2. Что принято за единицу скорости в системе СИ.

3. Кто открыл закон притяжения.

4. Тело имеет вес, когда имеет…

5. Имеет ли жидкость собственную форму.

6. Изменение формы и объема тела – это…

7. Чем меньше масса, тем давление…

8. Какая величина равна m/V.

9. Прибор для измерения силы.

10. Как ведут себя молекулы в веществе.

11. Объем газа уменьшается, его давление…

12. На каком явлении основана засолка огурцов.

13. Поднимаясь вверх, давление атмосферы…

14. Линия, по которой движется тело – это…

15. Прибор для измерения атмосферного давления.

16. Силы направлены вдоль одной прямой в одном направлении, их равнодействующая равна их…

5-й этап. “Умелые руки”. Каждой команде раздаются приборы: сосуд с водой, динамометр, физическое тело, а также таблица плотностей.

Задание. Определите, из какого вещества состоит это физическое тело.

Время – 10 мин. (10 баллов)

6-й этап. “Конкурс болельщиков” проходит параллельно пятому этапу.

Болельщики должны помочь своей команде, назвав поговорку, пословицу, крылатую фразу, где есть физическое явление, и назвать его. (1 балл) Слайд 10

7-й этап. Заключительный. Проверяем результаты конкурса “Умелые руки”, жюри оценивает его.

По результатам всей игры определяем команду победителя. Слайд 11

Литература

1. Григорий Остер. Физика. Издательство “Росмэн”, Москва, 1996 г.

2. Картинки заимствованы из Интернет-ресурсов:

www.lenta.ru

ru.wikipedia.org/wiri/

news.rambler.ru

3. Открытки.